В продолжение обширной темы про старинное деревянное домостроение в нашей стране подробнее поговорим о крыше и ее деталях.
В предыдущей статье уже писалось о том, что бревно, которым накрывали сверху крышу (так же, как сейчас закрывают стык откосов доборными элементами), называлось коньком или охлупнем. Название «конек» ему, как считается, дала вырезаемая на конце бревна голова коня. Но почему именно коня? Раскопки древних жилищ наших предков неоднократно обнаруживали кости крупных животных, чаще всего лошадей, под основанием домов. Предположение о том, что при закладке дома приносили в жертву коня и закапывали его кости под домом, а череп ставили на крышу, вполне логично – ведь «добрая душа» этого животного становилась «домовым духом» и должна была охранять жилье. Однако череп – вещь не слишком удобная, да и верования постепенно менялись. Осталась традиция изображать голову коня на охлупне. При этом вырезать крупную фигуру можно было только при наличии утолщения на бревне, поэтому к «челу» дома конек часто разворачивали утолщенной комлевой частью.
Еще один вариант – вырезанная отдельно и закрепленная в на крыше двойная фигура - использовался в Саксонии и соседних областях. Для тех, кто не в курсе - напоминаем, что севернее нынешней Саксонии, на реке Лабе (Эльбе) тоже жили славяне...
Интересно, что некоторые названия, да и сама конфигурация фасада избы четко ассоциируется с человеческим лицом, по некоторым данным - женским.
Отсюда название фронтона «чело», верхняя часть обрамления окна – «очелье», резные доски по краям крыши – «причелины», свисающие с конька и краев крыши плоские резные элементы – «полотенца» (напоминаю, что женщины носили головные уборы, в том числе длинные куски ткани, намотанные на голову и называемые «убрусами», в современном варианте – полотенце), резная доска между крышей и основной частью избы (лобовая доска) – подзор.
Женский головной убор - убрус (полотенце, ширинка), закрепленный очельем и украшенный височными кольцами (колтами)
Женские головные уборы с "подборами" или "поднизью" - ажурной сеткой, частично закрывающей лоб и виски
Причелины и полотенца на старинных избах и деревянных храмах дают отличные образцы резьбы. Интересно, что причелины могли монтироваться в один ряд (только одна доска) или в два и больше. Доска полностью или частично декорировалась резным узором. Использовалась технология «глухой» и «сквозной» (ажурной) резьбы. Поскольку в украшении старинных домов ничего не делалось «просто так», а крыша символизировала верхний, небесный мир, знаки орнамента тоже относились к небу и его проявлениям – солнце, ветер, дождь, гром и так далее.
Полотенце закрывало стыки причелин, не позволяло сквознякам гулять в чердачном пространстве. Поскольку эта деталь находилась фактически в самой верхней точке избы (выше только конек), здесь логично помещали солярный символ. Другое название центрального полотенца - "кисть" или "кисти". Позднее, после замены славянской символики на христианскую, на месте изображения солнца или громового знака («перунов цвет», «перунов огонь» - круговой цветок с шестью лепестками) стали крепить лики святых или вырезать крест. Иногда эти символы вполне гармонично сочетались
Комментарии (0)