Интересные лайфхаки для работы по дому и на даче

Огород и творчество. Что сажал на своей даче Борис Пастернак?

Ещё бы: живая природа, свежий воздух, собственный сад и огород по сей день побуждают людей ехать за город, особенно в летний период. Сегодня мы побывали на даче Б­ориса Леонидовича Пастернака и вместе с младшим научным сотрудником дома-музея знаменитого писателя Серафимой Маньковской узнали ещё об одном любимом занятии литератора – огородничестве.

Знаменитое Переделкино

Начинается наша экскурсия в писательском посёлке Переделкино. В разное время здесь проживали выдающиеся советские литераторы: Корней Чуковский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Борис Пильняк и другие.

История этого писательского городка началась в 1933 году. С­огласно легенде, идейным вдохновителем создания дачного посёлка для творческих личностей был Максим Горький, поведавший Сталину о том, как живут поэты и писатели за границей. Однако до сих пор в правдивость этой истории в­ерят немногие.

Первые постройки литературного городка были возведены уже в 1935 году, но их качество оставляло желать лучшего – дома часто подтапливало из-за болотистой почвы. В связи с этим хозяевам приходилось делать ремонт, несмотря на то что эти дома принадлежали Союзу писателей, а давались в аренду Литературным фондом.

Сегодня в бывших дачах писателей – Корнея Чуковского, Бориса Пастернака, Булата Окуджавы и Евгения Евтушенко – созданы дома-музеи, которые может посетить любой желающий.

Дом Пастернака

Прибыв в Переделкино, мы сразу же отправляемся к самому знаменитому месту писательского городка – даче Бориса Леонидовича Пастернака. Найти дом писателя просто: он находится на окраине литературного посёлка: улица Павленко, дом 3.

Округлая веранда дома Пастернака. Фото: Из личного архива/ Мария Кулик

Интересно, что изначально знаменитому писателю был выделен другой дом, однако Борису Леонидовичу он не подошёл из-за излишней сырости и затенённости, и уже в 1939 году семья Пастернака переехала в другое здание, которое показалось ему более уютным и располагающим к творчеству. Удивительно, но атмосфера дома действительно будет помогать в работе: на новом месте именитый литератор начнёт много писать. Более того, именно в этом доме Пастернак создаст своё главное произведение – роман «Доктор Живаго», а позднее, проживая тут же, узнает, что ему присуждена Нобелевская премия, но впоследствии будет вынужден от неё отказаться.

Борис Пастернак в Переделкино. Фото:  www.globallookpress.com

Борис Леонидович любил свою дачу в Переделкине. Б­удучи далёким от политики человеком, за городом он пытался скрыться от страшного столичного мира интриг и врань­я. Об этом свидетельствует тот факт, что после войны все дачи посёлка были телефонизированы, и только именитый писатель отказался от новомодного средства связи. Это позволяло пропускать различные собрания и сконцентрироваться на творчестве, как бы дистанцируясь от внешнего мира. При необходимости литератор мог воспользоваться телефоном в Доме творчества писателей, расположенном неподалёку.

Частыми гостями в доме Пастернака были знаменитые поэты и писатели:Анна А­хматова, Корней Чуков­ский и другие. Примечательно, что с Чуковским Бориса Леонидовича связывала тесная дружба. При жизни литератора летними вечерами гостей принимали на веранде в форме эркера.

Сегодня на территории дачи расположен музей, который был открыт в день столетия Бориса Леонидовича – 10 февраля 1990 года. Здесь сохранилась обстановка, существовавшая при жизни Пастернака, в частности, можно посетить кабинет писателя, где расположен стол, за которым он работал над «­Доктором Живаго».

Огородник Пастернак

На создание огорода писателя вдохновил его друг и сосед по старому участку писатель Борис Пильняк. Будучи активным и общительным человеком, Пильняк любил собирать множество гостей на своей даче и сажать различные растения. В частности, в 1936 г­оду ему был подарен японский лопух гобо, который растёт и по сей день.

Известно, что Пастернак был хозяйственным человеком: мог сырыми дровами растопить печь и знал, что, перед тем как начать солить огурцы, нужно запаривать бочки.

Обычно до обеда литератор занимался творчест­вом, а после спускался в огород и принимался за работу. В своих письмах он рассказывает, что поглощён сбором урожая, в частности картошки, кабачков и моркови. С друзьями он делился информацией о подготовке погреба к закладке овощей.

В письме своему отцу, Леониду Осиповичу, Пастернак-младший повествует о двух бочках квашеной капусты и собранных помидорах. Автор «Доктора Живаго» тщательно следил за своим огородом, о чём свидетельствует упоминание об одном сухом лете, в которое Борис Леонидович поливал грядки каждый день. В другом письме Пастернак говорит о тощей морковной гряде, которую следует удобрить.

Дачные заботы и огород его успокаивали. Сегодня на территории Дома-музея Пастернака сохранились яблони, некогда посаженные писателем. 

Любовь к огороду Борис Леонидович выражал и в своём творчестве, в частности, цикл стихов «Переделкино» посвящён времени, проведённому литератором на даче. Здесь же Борис Леонидович Пастернак скончался 30 мая 1960 года от рака лёгких и был похоронен на Переделкинском кладбище.


Источник: Огород и творчество. Что сажал на своей даче Борис Пастернак?
Опубликовал:
Теги: фото ремонт история дача огород

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
алексей, да, да алексей
Да, пора бы и еврею Пастернаку поработать физически!


Пастернак - Pasternak (червеобразный деликатес)

Статья (выдержки из книги) саркастическая, но приносящая при чтении явное удовольствие.
На Всесоюзном съезде писателей 1-й заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР (Фадеева) Сурков назвал Пастернака педерастом (экой антисемит!), о чем, естественно, умалчивается сегодня!!! Нельзя же такое обидное словцо пристыковать к Гению! Сейчас Суркова упоминают только, как гонителя Пастернака, часто с приставкой "заматеревший стихоплет", который, кроме всего прочего, был и автором "В тесной печурке огонь..."
Интересны воспоминания В.Шаламова, автора великолепных "Колымских рассказов" о своем посещении литературных посиделок, проходивших в доме Пастернака, куда и Шаламов был приглашен в качестве начинающего писателя - "меня неприятно поразила атмосфера фальши и натянутой неискренности, царившая у Пастернака".
Мерзкие, но все же любопытные кадры, часто бесстыдно показанные по ТВ и всегда с умилительными комментариями: прогулки Бродского со своим другом-евреем, кажется, литератором по Венеции. То Бродский, то его дружок поочередно широко открывали рот, и в этот сладкий для них момент один бросал виноградину, пытаясь попасть в рот другому. Другой же, естественно, находясь в это мгновение в пассивном положении, старался поймать виноградину ртом. И это двое взрослых мужчин или не совсем мужчин, или совсем не мужчин?! Этот скотский спектакль (сейчас жиды, коверкая русский язык, называют перформансом) был намного мерзее кривляний (надо именовать танцами?) Бориса Моисеева, одетого при исполнении перформанса в красное женское платье! Перемежался этот странный акт картавым нервическим подвыванием - это Бродский, явно педерастически пачкая воздух Венеции, читал свои вирши дружку-литератору.
Для гоев гениальность Бродского обязательна и никто не смеет возразить, но очень интересную штуку откопал В.Кожинов в откровениях В.Аксенова, который сказал, что стихи Бродского более чем посредственны («середняковые стихи»). Кожинов рассуждал по этому поводу очень убедительно : "Невероятно, чтобы Аксенов, проживая за границей, мог, не вызвав гнева еврейского эмигрантского круга, от которого он полностью морально и финансово зависел (будет опубликовано очередное аксеновское творение или не будет), высказать что-то, что не соответствовало бы общему мнению евреев - посредственность поэта Бродского!
Я часто задумывался, почему Хрущев назвал художников-авангардистов устроителей «бульдозерной выставки» педерастами (в исполнении Хрущева "пидирасами"). Ему, как и любому главе любого государства, каждое утром была представлена докладная записка о положении дел в СССР: экономика, армия, данные разведки и, куда же без КГБ, знавшему сифилитическую "богему" Москвы досконально. Раньше казалось, что это просто оскорбление.
Много лет назад знал одного еврея - человека бесхитростного и открытого (он лет уже 20 за границей), мужа моей давней знакомой.
Он два года работал в Еврейском камерном театре сторожем. Рассказывал, что там почти все мужчины педерасты - я, естественно, возражал - не может быть, ну один-два в крайнем случае, но чтобы почти все? Видя мое недоверие, детально описывал, что творится после репетиций или спектаклей: мужчины начинают целовать друг друга в губы (как Табаков взасос слился с Меньшиковым - взаимно жевали губы несколько минут, - показывали по каналу Культура), обнимают за талию, трогают у близстоящих причинные места и потом всем кагалом идут в сауну!
И сегодняшняя пропаганда гомосексуализма это не только намерение подсечь мораль гоев, что уже во многом и сделано, но, получается, естественное состояние "божьего" народа, где подобное распространено в неизмеримо большем количестве, чем у других народов - Выродки, одним словом!!!
Никак не случайно Хрущев именно так приложил "избранных".





Author: Михаил Елизаров

ЧЕРВЕОБРАЗНЫЙ ДЕЛИКАТЕС Глава из романа "PASTERNAK"
...Ум Цыбашева быстро пьянел в незнакомой ему атмосфере религиозной культуры. Но отец Григорий всегда уберегал его от крайних суждений. Спокойную духовную середину отец Григорий называл трезвостью и почитал одной из важнейших добродетелей. Он призывал Цыбашева не к литературофобии, а всего лишь к здравому осознанию своего места, умению отделять свой взгляд от настроений века и сверять его с православными эталонами.
"Не нужно думать, что художественная литература — зло. Она становится его носителем только в том случае, когда начинает претендовать на духовность, а вот на нее у литературы никогда не было прав. Духовность отсутствует как понятие в этом вымышленном мире. Художественные ландшафты разнятся только степенью демонического… Вред от грубого скоморошничания "Луки Мудищева" невелик. Откуда там завестись дьяволу? Спрятаться негде. А заумный пафос какой-нибудь "Розы Мира" в сотни раз опаснее своей лживой спиритической мимикрией под духовность… С петровских времен, когда было унижено православное священство, люди предпочли проповеди светскую книжную литургию. Вслед за христианским Западом и Россия потеряла чувство духовного самосохранения, забыв, что религия не исторический пережиток, а оружие против невидимого и безжалостного врага. Каждое поколение вносило свою лепту в разрушение мистических церковных бастионов, ослабление Христова воинства…"
Взгляд Цыбашева задержал Пастернак. По своему типу он очень подходил, чтобы стать оболочкой. Имя было значительно и в то же время не особо выпирало из поэтической таблицы. Но стоило взять его в руки и рассмотреть поближе, сразу ощущался его идеологический удельный вес, точно среди алюминиевых форм затесался такого же объема кусок урана.
Настораживала его удивительная защищенность, но не только авторитетом Нобелевской премии. Существовало нечто более прочное, чем общественное мнение. Пастернак каким-то непостижимым образом оказывался вне критики негативной. Имя с религиозным экстазом произносилось либеральной интеллигенцией. Цыбашев даже помнил где-то вычитанную фразу о Пастернаке как о "духовной отдушине".
Лирика была точно покрыта смазкой — гладкая, изворотливая и скользкая, но, безусловно, из самого духовного ресторана — такой червеобразный деликатес, который приходилось не разжевывая глотать целиком. Употребление по строчке было чревато неприятными открытиями.
Стихи обладали какой-то радиоактивной особенностью облучать внимание. После прочтения оставалось образное марево, дурманящий поэтический туман. Чтобы поймать ускользающий смысл, Цыбашев буквально пригвоздил строку карандашом и далее читал, не отрывая грифеля.
Был показательный эпизод из воспоминаний Юрия Олеши. Он предлагал Маяковскому купить рифму: "Медикамент — медяками". Маяковский давал всего лишь рубль, потому что рифма с неправильным ударением. На вопрос: "Тогда зачем вы вообще покупаете?" — Маяковский отвечал: "На всякий случай".
С Пастернаком получалось так, что им были скуплены все рифмы "на всякий случай".
Сколько ни в чем не повинных слов русского языка страдало от жестоких побоев и ударений. За местоимение "твои" приняло муку "хвои". По преступному сговору с поэтом "художница пачкала красками траву", чтобы получить "отраву". "Гамлет" наверняка не подозревал, что "храмлет" (очевидно, хромает). Рожденные избавлять от страданий, "страдали… осенние госпитали". "Сектор" превращал нектар в "нектар".
Созвучий не хватало, и злоумышленник совершал невозможные сводничества, например рифмы "взмаху — колымагой", "бухгалтер — кувалда". Или вообще поступал гениально просто: "скучный — нескучный".
С распухшим слогом маялись "сентяб-ы-рь", несколько "люст-ы-р" и "вет-ы-вь".
Обычным делом было живодерское, совсем не айболитовское пришивание к анапесту, как зайцу, дополнительных стоп — "и небо спекалось, упав на песок кро-во-ос-та-на-вли-ва-ю-щей арники". Не в силах отомстить в анапесте "нынче нам не заменит ничто затуманив-шегося напитка", язык все же иногда давал сдачи.
Зверски замученный ямб вдруг изворачивался и жалил палача. Тогда из "рукописей" вылезали половые органы-мутанты: "…Не надо заводить архивов, над руко-писями трястись…". Или поэт, того не желая, с возрастным шепелявым присвистом просил художника не предавать дерево: "…Не предавай-ся-сну…"
На каждом шагу случались артикуляционные насилия: "…Попробуй, приди покусись потушить…" или "…И примется хлопьями цапать, чтоб-под-буфера не попал…", соперничающие с "бык-тупогуб-тупогубенький бычок…".
В логопедической муке: "Пил бившийся, как об лед, отблеск звезд" — рождался таинственный Какоблед, открывая кунсткамеру компрачикосов. В ее стеклянных колбах находились "застольцы", "окраинцы" и "азиатцы", — чтобы у последних получилось "венчаться". В химическом растворе висел Франкенштейн поэтической инженерии: "Тупоруб", — рожденный из "поры" и сослагательного наклонения: "…Мы-в-ту-пору-б-оглохли…".
Ради сомнительной рифмы к "ветер" наречие "невтерпеж" безжалостно усекалось до "невтерпь". "Личики" кастрировались до "личек", иначе не клеилось с "яичек". Были "щиколки" вместо "щиколотки"; подрезанное в голове — "вдогад" ради "напрокат". Попадались и тела, с трудом поддающиеся опознанию: "всклянь темно".
"Выпень" батрачил на "кипень". "Наоткось", по аналогии с "накось", очевидно, просто предлагалось выкусить, как тот туман, который "отовсюду нас морем обстиг".
Становился понятен траур "фразы Шопена", которая "вплывала, как больной орел". Болезнь птицы, переведенной из семейства ястребиных в водоплавающие, была трагически закономерна.
"Над блюдом баварских озер" происходило несогласование единственного и множественного чисел.
В "Сестра моя — жизнь":
…Когда поездов расписанье
Камышинской веткой читаешь в пути,
Оно грандиозней Святого писанья,
Хотя его сызнова все перечти… —
претензия была даже не к утверждению, что расписание поездов более грандиозно, чем Святое писание, а просто к смысловому несогласованию в повелительном наклонении — "хотя его сызнова все перечти".
Все глумления над смыслом совершались с поистине маниакальным объяснением — "чем случайней, тем вернее, слагаются стихи навзрыд". Главное, во всем этом не было ничего от хлебниковского словотворчества — "леса обезлосели, леса обезлисели", ничего от веселой обериутовской зауми Заболоцкого и Хармса, в своих дневниках величавшего Пастернака "полупоэтом".
Громада творчества была неприступна — от поэтических завываний юного барчука:
О вольноотпущенница, если вспомнится,
О, если забудется, пленница лет… —
до интонаций бердичевского аптекаря, вздыхающего в "еврейском родительном":
Что слез по стеклам усыхало!
Что сохло ос и чайных роз!
Мутный роман о Докторе, завернутый в лирическую броню приложения — с начинкой о Боге, делался недосягаемым для критики.
Читатель, вдруг заметивший весь этот стилистический бардак, соглашался скорее признать собственную поэтическую глухоту, чем промах у Мастера. Это уже работала "духовность", уничтожавшая все живое, пытавшее подступиться к святыне.
С заповедью нареЧениЯ имен, данной Адаму, в новый мир пришла вещественность. Названные предметы перестали быть равными себе и стали различаться. В стремлении поэта попрать вещественность и тем самым "расчеловечить" мир слышались отголоски древней зависти павшего Ангела-светоносца — Денницы к существу, созданному по образу Божьему и наделенному правом именовать. Как дух безумия, Пастернак всю жизнь создавал языковой хаос, одетый в одежды смысла:
Пошло слово "любовь", ты права,
Я придумаю кличку иную.
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь, переименую.
О поэтическом фантоме "Пастернак" когда-то проговорились Ходасевич и Адамович. И не такими уже и странными были слова Цветаевой, прозревшей за необъяснимой душевной черствостью Пастернака нечеловеческое и писавшей ему: "Право, тебя нельзя судить как человека. Убей меня, я никогда не пойму, как можно проехать мимо матери на поезде, мимо двенадцатилетнего ожидания… Но теперь ваше оправдание — только такие создают такое. Ваш был и Гете, не пошедший проститься с Шиллером, и десять лет не приезжавший во Франкфурт повидаться с матерью — бережась для второго Фауста или еще чего-то… Ибо вы от всего — всего себя, этой ужасной жути: нечеловеческого в себе, божественного в себе… Я сама выбрала мир нечеловеков — что же мне роптать…"
Под старость нечеловек уже вел трансляцию из поэтического макета Бога:
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.
Так несколько месяцев Цыбашев играл в литературоведа, пока не понял, что почти завалил собственный диплом. Времени на написание не оставалось. Вышвырнуть просто так пять лет учебы было бы довольно глупо. Цыбашев еще не задумывался о том, чтобы стать священником, он, скорее, не особенно стремился преподавать язык и литературу в школе. Как вариант маячила надежда на аспирантуру, пускай даже заочную, и с ней возможность еще три года разбираться с призванием, совмещая поиски с диссертацией. Только ради этих трех лет он решился на поступок.
Откровенно поговорив с родителями, он получил из семейной кассы триста долларов, на которые приобрел у секретарши на кафедре готовую дипломную работу с гарантированной пятеркой, ибо диплом был написан для таких вот бездельников, маменькиных сынков его же научным руководителем.
Поддержав профессора материально, Цыбашев удачно защитился и, как человек с пониманием, был прикреплен к кафедре философии, пока соискателем.
Полностью глава — в “ДЛ” № 7

Лев Данилкин о Михаиле Елизарове, авторе книги "Pasternak"

«…Четверо мужиков славянской внешности бьются с Пастернаком. Елизаровский Пастернак выглядит как гигантский демон-птеродактиль с лошадиным черепом — это „оболочка“, через которую в русский мир экспортируется инородное зло; через свои сатанинские стихи монстр окутывает интеллигенцию ядовитым смрадом „духовности“ Второе имя его Живаго, доктор —трупоед, присвоивший себе один из лингвистических атрибутов истинного, православного бога. Pasternak (он же Пастер Нак, он же Пастер Наш) извергает гнилую духовность и руководит легионом сект. Сектанты, подлежащие уничтожению, — все те, кто по-своему толкуют слово божье: от рериховцев до интеллигенции вообще, завороженной ядовитым романом о докторе-трупоеде…»
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Чем занимались советские знаменитости на подмосковных дачах
Чем занимались советские знаменитости на подмосковных дачах
3
Все о работе руками 14:20 07 окт 2019
БОРИС ТИТОВ РАССКАЗАЛ О ЦИНИЧНОМ ОБМАНЕ РУССКИХ В 90-Х
БОРИС ТИТОВ РАССКАЗАЛ О ЦИНИЧНОМ ОБМАНЕ РУССКИХ В 90-Х
169
Ваши новости 14:00 07 дек 2021
Как тепло и удобно жить в холодную зиму на даче
Как тепло и удобно жить в холодную зиму на даче
2
Все о работе руками 10:20 14 ноя 2024
Так ли выгоден собственный огород, как все привыкли о нём думать
Так ли выгоден собственный огород, как все привыкли о нём думать
6
Все о работе руками 09:01 03 май 2024
Фильмы, поражающие своей откровенностью 
Фильмы, поражающие своей откровенностью 
9
Мужской журнал 13:01 13 янв 2018
Никому не советую сажать эти растения на даче – проблем будет раз в 5 больше, чем пользы
Никому не советую сажать эти растения на даче – проблем будет раз в 5 больше, чем пользы
1
Все о работе руками 13:01 14 ноя 2023
Творчество Ярослава Гашека просто отдыхает
Творчество Ярослава Гашека просто отдыхает
2
Ваши новости 11:55 21 апр 2021
Вредные растения, которые могут разрушить ваш огород за сезон
Вредные растения, которые могут разрушить ваш огород за сезон
3
Все о работе руками 09:00 05 май 2024
Дачные хитрости: как поливать огород, если нет водопровода
Дачные хитрости: как поливать огород, если нет водопровода
5
Все о работе руками 09:01 03 июн 2023
Подсмотрела у соседа по даче, как он оборачивает ящики плёнкой. Стала делать так же
Подсмотрела у соседа по даче, как он оборачивает ящики плёнкой. Стала делать так же
0
Все о работе руками 13:25 24 мар 2024
Оставила старую ванну и не пожалела. Поливаю огород с лёгкостью
Оставила старую ванну и не пожалела. Поливаю огород с лёгкостью
2
Все о работе руками 13:00 17 июн 2024
12 загадочных предметов, которые удалось идентифицировать с помощью пользователей
12 загадочных предметов, которые удалось идентифицировать с помощью пользователей
2
Все о работе руками 06:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства