Самый сказочный дворец Москвы: палаты Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке
В Большом Харитоньевском переулке, в глубине заросшего парка прячутся старинные палаты, словно сошедшие с полотен Билибина или Васнецова. Они представляют собой сложный конгломерат построек XVII-XIX веков.
Наиболее древняя часть комплекса, включающая два объема палат, была построена в XVII веке, однако точная дата возведения и их первые владельцы неизвестны. До конца XVIII века они существовали раздельно как главные дома смежных владений и представляли собой компактные строения со сводчатыми парадными помещениями на подклетах, с сенями и наружными крыльцами.
Восточные палаты, являющиеся центром обширной усадьбы, были наиболее представительными. Их первым подтвержденным владельцем был дипломат и вице-канцлер Пётр Павлович Шафиров (1669-1739), которому Пётр I пожаловал их в конце XVII века. На рубеже XVII-XVIII веков к северо-восточному углу восточных палат был пристроен объем с Крестовой палатой, с проездом в подклете. В результате достройки Красное крыльцо с лестницей, расположенное вдоль восточной стены палат, обслуживало и новый объем. Над сенями был устроен теремок, что подчеркнуло богатый силуэт палат.
Восточные палаты XVII века и Красное крыльцо с пристроенным объемом Крестовой палаты.
Окно старого корпуса, которое после расширения палат оказалось внутри нового строения.
Прихожая.
Красный зал на первом этаже относится к объему XVII века. Помещения, которые видны в дверном проеме — пристройка рубежа XVII-XVIII веков.
Фрагмент свода в одном из помещений первого этажа.
Внутристенная лестница, ведущая на второй этаж.
Зал со звездами.
Фрагмент росписи стен одного из помещений первого этажа.
Согласно легенде, правда, ничем не подтвержденной, в XVI веке на этом месте стоял охотничий дворец Ивана Грозного, из которого шел подземный ход в Кремль. В память об этом одно из старых помещений первого этажа в конце XIX века было расписано сюжетами на тему соколиной царской охоты.
Охотничий зал на первом этаже с росписями конца XIX века со сценами соколиной царской охоты.
Росписи на тему соколиной царской охоты.
Росписи на тему соколиной царской охоты.
Дверная створка между Красным и Охотничьим залами.
Крестовая палата, появившаяся на рубеже XVII-XVIII веков, также носит название Столовой, или Большой. По легенде, на этом месте в прошлом находился тронный зал Ивана Грозного, где царь пировал со своими опричниками. Поэтому это помещение при Юсуповых называли Тронным залом. Росписи зала обновлены в конце XIX века в стилистике XVII века, как её тогда представляли.
Крестовая палата (Большая, Тронный зал).
Это самое большое помещение во дворце: его площадь составляет 170 кв.м, максимальная высота — 11 м. Стены Крестовой палаты украшают портреты первых царей из династии Романовых — Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Петра Первого и Петра Второго. Также здесь можно увидеть голландскую печь и венецианские зеркала.
Портреты Петра Первого и Петра Второго (подлинные) в Крестовой палате.
Печь из голландских изразцов в Крестовой палате.
Венецианское зеркало в Крестовой палате.
Свод Крестовой палаты украшают узорные росписи, а также медальоны со знаками зодиака и изображениями фантастических существ, имеющих символическое значение.
Свод Крестовой палаты.
Медальон с изображением единорога.
После ареста Шафирова в 1723 году, обвиненного в злоупотреблениях и приговоренного к смертной казни, владельцем восточных палат становится глава Преображенского приказа и Тайной канцелярии, действительный тайный советник граф Пётр Андреевич Толстой (1645-1729).
Владел палатами он недолго: Пётр Андреевич разошелся во мнениях со всесильным Меншиковым в вопросе преемника Екатерины, настаивая, что наследницей престола должна стать одна из дочерей Петра Великого, а не Пётр II, которому Александр Данилович прочил в жены свою дочь. Припомнили Петру Андреевичу и историю с царевичем Алексеем. 82-летний царедворец был приговорен к казни, которую заменили ссылкой в Соловецкий монастырь.
Здание было изъято в казну и затем передано помощнику Меншикова и обер-секретарю Военной коллегии Алексею Волкову. Волков владел этим дворцом всего лишь полгода, а затем, вслед за своим покровителем отправился в ссылку, лишившись палат. Несмотря на столь короткий период владения, именно фамилия Волкова фигурирует в названии комплекса: «Палаты Волковых-Юсуповых».
В 1727 году Петр II пожаловал дворец подполковнику Преображенского полка князю и генерал-аншефу Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжево (1676-1730). В собственности Юсуповых он оставался до 1917 года. Вероятно, к 1770 году Юсуповы присоединили к своим владениям второй участок, расположенный с запада. Рядом с домом был разбит фруктовый сад, построены оранжерея и театр. На рубеже XVIII-XIX веков был присоединен третий участок, расположенный с западной стороны, принадлежащий в то время купцу К.И.Чирьеву, с одноэтажным каменным домом. Таким образом, в собственности Юсуповых оказались три каменных здания.
В 1801 году средний дом, а также «фряжский погреб, кладовую и кухню с приспешною избою, погреб, амбар, хлебной и каретной сарай и конюшню о восми стойлах» для своей семьи нанял у Юсуповых Сергей Львович Пушкин. Здесь Пушкины прожили до середины лета 1803 года. Ребенком Александр Сергеевич гулял по Юсуповскому саду, а однажды увидел привезенного хозяином дома из Голландии механического кота.
В 1808 году средний дом и бывшие владения Чирьева переходят к Вяземским, и в середине XIX века «средний» дом перестраивается. В 1878 году этот участок вновь оказывается у Юсуповых.
Юсуповы — одна из самых знаменитых фамилий России. Свое происхождение они ведут от бия Ногайской Орды Юсуфа.
Портреты представителей рода Юсуповых в Портретной.
Портретная. Хан Едигей и Сююмбике.
Зинаида Николаевна Юсупова на последнем костюмированном балу, 1903 год.
Княжна Зинаида Николаевна Юсупова (1861-1939) была одной из самых красивых женщин России и наследницей огромного состояния. О ней подробнее
В 1860-1870-е годы интерьеры Юсуповского дома были отделаны заново. С того времени дошли росписи Китайской, Гербовой и Портретной комнат.
Китайская комната (сени Крестовой палаты). Фениксы, изображенные на стенах, согласно китайской традиции символизируют женское начало.
Роспись потолка в Китайской комнате. Дракон в китайской традиции — знак императорской власти. Парные изображения птиц — символ семейного счастья
Лестница, ведущая из Китайской комнаты на первый этаж.
Гербовый зал с уникальной изразцовой печью лимонного цвета, привезенной из Поволжья.
Потолок в Гербовом зале с элементами герба Юсуповых.
Среди знаков в Гербовом зале можно обнаружить изображение Мальтийского креста, указывающего на принадлежность князя Бориса Николаевича Юсупова (1794-1849) к рыцарям Мальтийского ордена.
В 1877-1878 году Красное крыльцо было перестроено в стиле «всходов» XVII века. В 1891-1892 годах западный корпус был перестроен по проекту В.Д.Померанцева в стиле XVII века и объединен с основными палатами новой встройкой с верандой. Над всем объемом здания надстроили каменный третий этаж.
Палаты Юсуповых: пристройка с верандой, восточные палаты и пристройка с Крестовой палатой.
В 1892-1895 годах по инициативе Зинаиды Николаевны Юсуповой восточные палаты были отреставрированы по проекту Н.В.Султанова. Он сохранил богатый наружный декор палат, восстановил высокие крыши с флюгерами и дымниками, вставил в окна переплеты, имитирующие слюдяные оконницы XVII века. Со стороны двора к зданию было пристроено нарядное высокое крыльцо и объем Парадной лестницы.
Парадная лестница XIX века. Её украшают статуи львов, держащие в лапах герб Юсуповых. Львы, как считалось, охраняют хозяев от всякого зла и сглаза, являются символами власти и богатства.
Парадная лестница. Лев с гербом Юсуповых.
Росписи интерьеров были выполнены по эскизам Ф.Ф.Солнцева в русском стиле с восточными мотивами, подчеркивая, тем самым, восточное происхождение рода Юсуповых. Все эти помещения, как и предыдущие, выполняли представительскую функцию.
Малая прихожая между Крестовой палатой и Трапезной.
Малая прихожая.
Трапезная.
Трапезная, медальон в виде стилизованной свечи с изображением фрагмента герба рода Юсуповых.
Кабинет князя.
Изразцовая печь и двери в Кабинете.
Роспись потолка Кабинета: вращение Земли вокруг Солнца.
Роспись потолка Кабинета: движение небесных светил вокруг Солнца.
В 1895 году задний двор был превращен в парадный и отделен пышной оградой от остальной территории. Там были возведены низкие служебные корпуса, стилизованные под XVII век. Въезд в усадьбу находился со стороны Хоромного тупика.
В 1913 году вдоль Большого Харитоньевского переулка была поставлена ограда, выполненная по образцу ярославских решеток XVII века в мастерских Строгановского училища.
Весной 2020 года было принято решение о передаче палат Волковых-Юсуповых в государственную собственность и оперативное управление музею-усадьбе «Архангельское». После реставрации в этих стенах планируется открытие музея.
Комментарии (0)