Стены потрескались, с потолка течёт, кнопки в лифте не пережили встречу с зажигалкой хулиганов — типичная картина в подъезде обычной российской многоэтажки. Кто в ответе за порядок, должны ли жильцы делать ремонт своими руками и на кого жаловаться — разбираемся вместе с экспертами.
Кто должен делать ремонт в подъезде?
Россияне не избалованы вниманием со стороны коммунальщиков — привыкли всё делать сами и не ждут милости. Всегда найдётся соседка, которая объяснит: чтобы было чисто во дворе — уберись сам; чтобы подъезд радовал глаз — займись ремонтом. Однако эта ситуация в корне неверная. По закону за состояние подъездов (как и за состояние крыш и общедомовых коммуникаций) отвечает управляющая компания.
“В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170 ремонт в подъезде относится к текущему ремонту. Такой вид работ проводится раз в 3-5 лет, в него включаются, в том числе, работы по восстановлению отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, в технических помещениях, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах”, — объясняет юрист юридической службы «Единый центр защиты» Кирилл Резник. При этом он поясняет, что оплата производится за счёт собственников жилья, чаще всего вместе с внесением коммунальных платежей (графа «содержание жилья»).
Представители компаний уточняют, что важно разделять “текущий” и “капитальный ремонт”. На проведение первого скидываются жильцы, второй происходит за счёт фонда капитального ремонта (который тоже формируется за счёт средств жильцов).
“Косметический ремонт – это, например, покраска потолка и стен, перил на лестницах, замена остекления в окнах, замена светильников, ремонт входной группы, частичное восстановление пола. Капитальный ремонт, который проводится раз в 7-10 лет, это полная или частичная замена систем водоснабжения, канализации, электроснабжения, ремонт подвальных помещений, замена лифтового оборудования. Зачастую капитальный ремонт подъезда происходит одновременно с капремонтом всего дома за счёт средств Фонда капремонта”, — объясняет Вадим Казинец, генеральный директор управляющей компании «Городские усадьбы».
Если ремонт давно не делали — куда и к кому идти и что делать?
В первую очередь, в свою управляющую компанию. Эксперты советуют начать с простого заявления в адрес руководства УК. Чтобы это сделать, не надо лично идти к председателю компании или секретарю, можно воспользоваться порталом “ГосУслуги”.
“Чтобы добиться текущего ремонта, необходимо написать заявление в УК. Сейчас для этих целей есть специальный ресурс – ГИС ЖКХ, который находится на сайте dom.gosuslugi.ru. Туда можно зайти и написать в УК заявление с просьбой произвести ремонт в подъезде. В течение 5 дней УК должна дать ответ. Если она этого не сделала, можно написать повторно”, — советует руководитель отдела по работе с гражданскими инициативами ЖК «Мечта» Андрей Хохлушин.
Перед написанием заявления желательно провести собрание и опросить жильцов подъезда: готовы ли они к тратам на проведение ремонта? Все затраты на ремонт будут поделены между жильцами и включены в платёжки, поэтому особенно важно заручиться поддержкой соседей.
Если собрание проголосовало за ремонт подъезда, следует составить заявление. Оно не имеет строгой формы, однако специалисты советуют обязательно прописать в нём следующие пункты:
- конкретные проблемы в подъезде, решения которых вы добиваетесь;
- сроки, в которые коммунальщикам нужно проделать ремонтные работы;
- количество жильцов, которые выступают за проведение ремонта (с указанием имён и фамилий).
Если ответ управляющей компании вас не устроил (или ваша УК просто проигнорировала заявление), вы вправе обратиться с жалобой в Государственную жилищную инспекцию. Эта организация занимается контролем состояния многоквартирных домов и следит за работой недобросовестных управляющих компаний. Поводом для обращения в инспекцию может служить не только отказ провести ремонт по вашему заявлению, но и нарушение УК сроков проведения текущего ремонта.
“Если за 3-5 лет текущий ремонт ни разу не проводился, обращайтесь в государственную жилищную инспекцию вашего региона с письменным заявлением о сложившейся ситуации”, — советует Кирилл Резник, юрист юридической службы «Единый центр защиты».
Добиться ремонта можно и в судебном порядке. К этому (самому крайнему способу) прибегают тогда, когда не удалось решить вопрос обращением в управляющую компанию и Госжилинспекцию. Если дело дошло до суда, собственники жилья готовят заявление с требованием произвести ремонт в подъезде и взыскать с управляющей компании компенсацию морального вреда.
Комментарии (0)