Если кирпичный стиль породило желание сэкономить на строительстве и не прятать дешёвый стройматериал за лепниной, штукатуркой и изысканными формами, то «петушиный» стиль появился как противовес простоте и гармонии, отличаясь довольно массивными и тяжеловесными формами, чем-то напоминая русские сказки и былины. Многие экскурсоводы города предлагают искать истоки этого стиля у дома Басина на площади Островского, где уже добившийся успехов архитектор решил оставить собственный след в архитектуре города и заодно пополнить собственные карманы ежемесячными платежами от арендаторов, поэтому и выстроил этого красавца под личные, но довольно корыстные нужды.
Представляете, веком раньше более значимый для истории архитектор по фамилии Росси создает уголок Петербурга в духе классицизма, а спустя столетие ему на смену приходит дерзкий товарищ, и забив на выстроенные вокруг здания, положив штангенциркуль на гармонию, создает свой шедевр в неорусском стиле. Это был вызов для тех времен. Поговаривают, люди были в шоке и позвали царя разобраться в ситуации: «Милый государь, не могли бы вы съездить и посмотреть, а то этот выскочка скоро своими шедеврами весь город засрёт. Видели бы вы, что он выстроил возле театра!».
Ну естественно Александр III поехал разбираться, но как только вышел из кареты, то настолько впечатлился увиденным, что не только не наказал архитектора, но и выпустил новый приказ - усилить возрождение национальных традиций. Вот именно после того, как он увидел этот дом, то и заставил всех снова отращивать бороды, а вслед за этим и армию переодел в шаровары с высокими сапогами а-ля рус.
Но это тоже не совсем так, и временами похоже на басни гидов, хотя Александр III и правда прославился как любитель всего русского и именно с его одобрения псевдорусский стиль распространился по всей столице и империи, а пышные здания с резными кокошниками из камня появились не только в Москве, но и даже в Хельсники. Ну а что? «Петушиный стиль» очень хорошо подходил церквям и храмам. Один из таких до сих пор высится над столицей соседнего государства в виде Успенского собора. Некоторые и вовсе говорят, что весь стиль вышел из облика храмов, и начиная с 1830-х годов по всей стране гулял менее дерзкий русско-византийский стиль, ярким примером которого был Храм Христа Спасителя.
Хотя другие поговаривают, что источником этого псевдорусского вдохновения послужила именно соседняя Финляндия, которая пыталась нащупать собственные корни и найти их отражение в архитектурном облике, когда эпос Калевала пытались выстроить из камня и заселить туда людей. Так появился Северный Модерн, о чём я уже тоже писал однажды:
Вообще отцом основателем «Петушиного стиля» называют Ивана Ропета. Как бы это смешно не звучало, но отголоски русского стиля в нашем прошлом искал человек, которому не нравилась его максимально русская фамилия Петров, и поэтому он из неё сделал анаграмму, превратив во что-то зарубежное. Так что именитый архитектор не только подарил всему миру баню-«теремок» в Абрамцеве, но и стал главным идейным строителем павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, которая запомнилась не столь изящными формами, сколько вызывающей надписью «Здесь говорят по-русски». Хотя павильон тоже был красив, и глядя на него, ты реально думаешь о нашей стране.
Но если судить исторически, то первое здание с изящными формами столь характерными для псевдорусского стиля появилось чуть раньше и не в Москве! А в Петербурге в 1875 году на Фурштатской улице под номером 20. Ну а потом чертежи нового строения появились и в журнале «Зодчий», и тогда о нём говорилось как о «первом, если не единственном каменном доме, фасад коего скомпонован в русском вкусе; почему мы и опишем его, как первую попытку в таком роде». Кстати, через пять лет напротив него появляется ещё один доходный дом с такими же чудными формами. Оба здания были исполнены по заказу госпожи Зайцевой, а следовательно и вдохновение скорее всего исходило от неё. Возможно именно после этой статьи за штангенциркуль взялся и месье Ропет, который в последствии и был признан мастером этого стиля, характеризовав его вульгарным словом «ропетовщина», но в реалии он грезил такими формами раньше.
Благо он оказался не один воодушевлён открывшимся горизонтам нового стиля, и вслед за финскими архитекторами наши зодчие массово обратились к прошлому, черпая новое вдохновение из русских былин и национального фольклора. Поэтому каждому из представленных ныне образцов псевдорусского стиля хочется добавить исконно русское слово «терем». Кто-то в облике зданий видит хохломскую роспись, кто-то элементы дымковской игрушки, а кто-то и дворец славного Салтана. В любом случае именно русские оттенки и ничего иностранного, поэтому ему дали название - неорусский.
Правда не все современники приняли обращение к истокам должным образом, и, ненавистно шипя, обозвали это псевдорусским стилем в связи с тем, что ничего подобного никогда не было. Все эти элементы лишь русский китч, собранный воедино на радость заморским врагам, и является отражением штампов, поэтому даже подарили ему обидное прозвище - «петушиный стиль».
Ну а главным архитектурным сооружением, образцом этого стиля становится заложенный по указу Александра III храм Спас-на-Крови. Скажите, а вам нравится этот стиль? Или вы считаете его вычурным, пошлым и не имеющим ничего общего с реальной действительностью и Россией?
Комментарии (0)