Интересные лайфхаки для работы по дому и на даче

Почему у фасадов некоторых зданий под землёй «закопан» этаж с окнами и дверьми

Некоторые здания, особенно старинные, имеют свои секреты, которые с первого раза и не разгадаешь. Вот и на отечественных просторах есть такие дома, которые при реконструкции ниже уровня земли обнажают как будто один, ранее неизвестный этаж - под землёй обнаруживаются окна и двери. И для обывателей такое открытие настолько неожиданное, что они распространяют мнения о каком-то большом потопе, засыпавшем целый уровень зданий. Впрочем, у историков на этот счёт совсем другая точка зрения.

Такая конспирология, справедливости ради, появляется не из ниоткуда: когда в ходе ремонтных работ старинных сооружений обнаруживается как будто «закопанный» этаж, где есть окна и даже двери, невольно начинаешь задумываться - возможно, мы не обо всём знаем. Самой популярной версией, которая объясняет такой феномен, является утверждение, что пару столетий назад произошёл какой-то мощный потоп, о котором не осталось никакой информации, но, якобы, именно он затопил этажи этих зданий, которые потом попросту не расчистили.

Само собой, что в действительности никакого потопа не было: историки достаточно скрупулёзны и дотошны, чтобы пропустить хотя бы одно упоминание о таком страшном наводнении. Ведь, учитывая масштабы, о нём должны были сохраниться хоть какие-то данные и воспоминания. Значит, потопа не существовало. Но ведь здания с этажами, где окна и двери находятся под землёй, остаются. И появлялись они в своё время не просто так, потому что обладали чисто практическим смыслом.

Здание музея в Омске - один из самых ярких примеров якобы закопанного дома. /Фото: glav.su



Оказывается, подобные «закопанные» уровни появлялись ранее в тех зданиях, где строили подземные обходные галереи. Войти в них можно было как через внутренние двери в здании, так и со стороны фасада, то есть, с улицы. Обычно такие помещения отдавались под склады - так как на первом наземном этаже в таких домах традиционно размещались магазины, то галереи использовали как коридоры подвоза продовольствия, и мест для их же хранения. Кроме того, этот вид проходов обеспечивал непрерывность движения по ним.

Обходные галереи были очень удобными. /Фото: bibliogavan.blogspot.com



Но раз уж речь идёт о дореволюционных здания, то о централизованном электричестве, а, соответственно, и об освещении говорить не приходится. А иллюминация в столь важных складских помещениях должна быть достаточной, но сделать её можно было только с использованием дневного света. И вот тут на помощь пришли оптики и инжереры, разработавшие технологию, о которой, в силу морального устаревания, уже никто и не помнит.

Реклама технологии, позволяющей освещать подвалы дневным светом. /Фото: lifesmilegoess.ru



Речь о призматических стёклах, именуемых люксферами - они устанавливались на те самые подземные окна сверху, преломляя свет с улицы так, чтобы он мог осветить склады. Это решало сразу несколько задач: прежде всего, эта система освещения позволяла в полной мере эксплуатировать торговые площади первого наземного этажа, потому что все склады находились на цокольном уровне. Кроме того, залитая дневным светом галерея давала возможность подвозить и грузить продукты просто на склад, без дополнительных мероприятий.

Те самые решётки с призмами. /Фото: lifesmilegoess.ru



Не менее важным оставался и вопрос безопасности, которые призматические стёкла тоже решали: при их применении продавцам не приходилось вечно спускаться на склад с керосиновой лампой в руке, что значительно снижало рикс возгораний. И хотя в случае некоторых зданий фишка появления окон и дверей под землёй может быть несколько иной, это в любом случае не имеет отношения к несуществующему потопу.


Источник: Почему у фасадов некоторых зданий под землёй «закопан» этаж с окнами и дверьми
Опубликовал:
Теги: архитектура ремонт и строительство г. Омск [958142] город Омск г.о. [95245456] Омская обл. [958105]

Комментарии (17)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Александр
а как быть с домами,где отродясь складов и магазинов не было? с церквями? с жилыми домами рабочих?-вы не поверите,но многие рабочие до революции, могли себе позволить кирпичный дом. у меня в городе таких порядка десятка сохранилось.
Denis R 
культурный слой, наслоение дорожных покрытий, здесь ведь написано об этом
Станислав
Соглашусь с Denis R. Во Владимире от 1913 года до периода реконструкции так называемой "Студёной горы" за сто лет набралось лишних где-то 3 метра. И это на "наших глазах". Пришлось срезать.
Борис Леонтьев
Согласен Denis R. Именно наслоение культурного слоя и дорожных покрытий. Всё остальное бред. Посмотрите на фото. что это за подземные этаж, стены которых оштукатурены снаружи? как и зачем? Как штукатурка может защитить от земли и влаги в ней? Да и окна и двери плохая защита от грунтовых вод. Явно, что эти этажи были на поверхности. И что кроме осадки и наружных наслоений может объяснить, что этаж оказался под землёй?
Думаю, что многие видели здания, где идущий рядом с ним тротуар находится выше нулевого уровня здания. Просто наслоение дорожного полотна и тротуара в результате ремонтов, обновлений и просто наносов земли с годами как бы "утопили" здание и в какой-то момент использование этажа оказавшегося ниже уровня земли становиться нецелесообразным. Тогда яма вокруг этажа просто засыпается и второй этаж становиться первым.
Денис
Здравая статья. Добавлю, что "этажи уходили под землю" не только вследствие наводнений (как в Санкт-Петербурге) и/или усадки дома. Была ещё одна банальная причина: ремонт дороги (мостовой). Да, раньше старое покрытие не демонтировали, а прямо поверх клали новую. Таким образом получалось подобие слоёного пирога.
Жигунов Александр
Да и сейчас так же с дорогами,но не на 18 же метров.Посмотри на ютубе
Кочевник Xxi
Любопытное мнение, но странно - зачем им под землю лезть? Это и при нынешних материалах порождает проблемы с грунтовыми водами и водостоками. И непонятно почему не просаживаются сейчас, в 20м-веке, а раньше все просели?
Жигунов Александр
и что характерно,просадка без единой трещины...
Z В. М.
Когда окна в домах на уровне улицы -это помещения для обслуги. Свет попадал под углом к зданию и затрат на освещение нет. А вот когда пару этажей под землёй,да ещё с полноценными окнами и дверьми это уже совсем другое. А культурный слой за сто лет в среднем не больше десяти сантиметров.
Станислав
Z В. М. культурный слой в разных местах различен - это аксиома археологии. Где-то он может достигать десяти сантиметров за несколько столетий, а где-то и нескольких метров за столетие. Дело в том, что культурный слой потому и называется "культурным", что зависит от деятельности людей. Так вот, если людей нет, а природные явления не носят катастрофического характера культурного слоя практически нет. Во Владимире (есть такой город на восток от Москвы) культурный слой в районе Студёной горы за столетие составил от 2-х до 3 метров. Так что не несите бред - культурный слой различен от места к месту. Все зависит от форм деятельности людей.
Z В. М.
Станислав,по этому поводу можно спорить бесконечно. Если бы ты занимался копом хотя бы по старине,то думаю был бы совсем другого мнения. Это ж как нужно гадить чтоб на 2-3 метра почву поднять? Самый простой вариант: срез земли от экскаватора. Если там слоями шлак,песок,земля,остатки жизнедеятельности человека,то ещё можно поверить,но когда песок,глина и земля то увы. Вам дурят головы псевдоисторики типа Ситнянского.
Василий
А ничего что места болотистые были и дома со временем усадку дают?
Жигунов Александр
Это Омск то болотистый?Да и трещины по фасаду должны быть при любой,даже сантиметровой усадке!
Александр Колосов
Пока не поясните, в чём же моё мировоззрение рабское, не будет вам ни какого прощения.
Александр Колосов
А на мой взгляд, всё гораздо проще. Центральное отопление в домах появилось не так давно, а ранее дома отапливались дровами и углём, а зола и шлак просто высыпались на улицу около дома. Я не думаю, что кто то в те времена заморачивался вывозом шлака на специальные полигоны. Вот уровень земли вокруг домов со временем и поднялся. Ну и ремонт дорог конечно же никто не отменял.
Евега Евегов
прости... но это рабское мировоззрение...)))
Жигунов Александр
А подумать стоило бы.В Москве есть "музей археологии Москвы" рядом с Красной площадью.Там спускаешься на 7-8 метров под землю и видишь остатки моста через р.Неглинка.Откуда столько земли вдруг?Для сравнения мой родной дом на Тверском бульваре д.9(официально 1906г.постройки)не "опустился" ни на сантиметр.Притом,что дорогу рядом перекладывали раз пять.В доме изначально был лифт,но есть и "подвальные" квартиры,которые легко затапливались при сильном дожде.И естественно углём не топили.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему не следует хлопать дверьми автомобиля при закрытии
Почему не следует хлопать дверьми автомобиля при закрытии
11
Авто-Тема 19:30 18 июн 2021
Почему так много зданий в СССР украшали мозаикой?
Почему так много зданий в СССР украшали мозаикой?
4
Все о работе руками 08:01 12 окт 2023
Обратная сторона повального наружного утепления стен зданий, как существенный повод, задуматься о целесообразности такого утепления
Обратная сторона повального наружного утепления стен зданий, как существенный повод, задуматься о целесообразности такого утепления
0
Все о работе руками 14:59 03 ноя 2024
8 «тощих» зданий России, фасады которых создают иллюзию одной стены
8 «тощих» зданий России, фасады которых создают иллюзию одной стены
1
Все о работе руками 12:01 02 фев 2024
17 реальных и жутких зданий, которые выглядят как декорации к фильмам ужасов
17 реальных и жутких зданий, которые выглядят как декорации к фильмам ужасов
0
Все о работе руками 13:01 23 окт 2024
Почему на некоторых авто одна лампа заднего хода
Почему на некоторых авто одна лампа заднего хода
5
Авто-Тема 10:37 16 фев 2023
Почему зритель ненавидит некоторых «звезд»?
Почему зритель ненавидит некоторых «звезд»?
17
Ваши новости 08:02 25 дек 2018
Настоящая причина почему в СССР стены многоэтажек стали отделывать стеклянной плиткой: забытое решение русского инженера Гаврилова
Настоящая причина почему в СССР стены многоэтажек стали отделывать стеклянной плиткой: забытое решение русского инженера Гаврилова
0
Все о работе руками 12:01 22 июн 2024
Что скрывает настоящая история Петербурга? Руины древнего города в основаниях зданий
Что скрывает настоящая история Петербурга? Руины древнего города в основаниях зданий
10
Мужской журнал 10:01 05 авг 2019
Почему в некоторых странах не принято разуваться в доме?
Почему в некоторых странах не принято разуваться в доме?
0
Все о работе руками 06:00 15 окт 2023
Почему ручки на некоторых входных дверях расположены посредине, а не сбоку
Почему ручки на некоторых входных дверях расположены посредине, а не сбоку
2
Все о работе руками 16:58 24 июл 2024
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства