Русская банька: выйдешь из парилки, и пулей в сугроб! Хорошо… Даже как-то дышится легче. Наверняка многие сейчас понимают о чем речь, ведь Россия по праву считается страной бань. Однако раньше, века назад, бани были далеко не в каждом доме. Да-да, звучит удивительно, но даже если в регионе леса было много, баня не считалась обязательным атрибутом. А если леса было мало, да и принадлежал он барину, то их и вовсе не строили. Парились в печах, и это было не редкостью, а наоборот — нормой.
В одной из статей мы уже упоминали способ мытья в печи, многих это удивило, поэтому сегодня расскажем обо всем подробнее.
Для начала скажем, что такое использование печи — это очень рационально. Сами подумайте: зачем людям строить баню, которую нужно отдельно топить и тратить дрова, если прямо в доме уже все есть? Крестьяне не отличались расточительностью, жили экономно и по уму. Кстати, мытье в печи — это тоже не самый древний способ. До изобретения традиционной русской печи с закрытым очагом мылись, вероятнее всего, просто стоя в избе на земляном полу и нагревая воду на огне.
В далекие времена печи даже строили с расчетом на то, что в них можно будет мыться.Своды при кладке старались делать высокими, чтобы места внутри было достаточно. Говорят, иногда размер печи мог достигать таких размеров, что внутри могли поместиться сразу два человека.
Как правило, «чистый день» устраивали в субботу (этот же день считается «банным» днем). С утра печь протапливали, горнило тщательно прочищали, выгребали угли и золу, обметали от сажи и копоти.
Бывало, что парились в печи и без предварительной «подготовки». Хозяйка хлеб испекла, но печь еще не остыла, чего ж ей без дела стоять? Тогда печь «разбирали» — убирали всю посуду и еду.
Перед тем, как мыться, закрывали трубу, внутрь ставили чугунок с водой, под устилали соломой. В печь залезали и вылезали только головой вперед, усаживались ногами к устью. Снаружи кто-то из членов семьи должен был закрыть заслонку.
Вместо мыла в те времена использовали зольный щелок, вместо мочалки — лыко и пропаренные веники. Иногда крестьяне, прежде чем париться, натирали тело целебными травами – зверобоем, полынью, мятой, чтобы пользы от процедуры было еще больше.
При этом водой в печи практически не обливались, только обтирались и намыливались, а смывали пот и грязь уже на крыльце, в сенях или в сарае.
Известный художник Петер фон Гесс в своих письмах писал: «Моются большинство крестьян в печах; для мытья накладут в печь соломы, возьмут с собой веник, воды и свечку или лампу и в печку, парятся и моются по одному человеку, а чтобы жарче было, печь снаружи закрывается заслонкой. Затем прямо из печки выходят в сени или на крыльцо и окачиваются холодной водой. Бывают такие случаи, что в печах запариваются до такой степени, что из печи вытаскивают человека еле живого».
Издревле считалось, что печной пар исцеляет от множества болезней. Не зря говорили: всякая хвороба отцепится, если прогреть свои косточки в печи. Мылись там и дети, и взрослые. Даже если на дворе стояла баня, незамужние девушки все равно предпочитали ей печь, так как в баню им ходить было строго запрещено — плохая примета.
Вот так выглядел весь процесс или те его детали, которые дошли до нашего времени благодаря свидетельствам очевидцев.
Комментарии (3)