В Петербурге есть шикарное по своей красоте, помпезности и оригинальности здание – это особняк Кельха. Тому, кто еще не был в нем, непременно стоит его посетить, чтобы увидеть ярчайший пример эклектики в архитектуре. Ну и просто посмотреть, что можно придумать и построить, если у тебя не просто много, а очень много денег. Дом некогда принадлежал богатейшим супругам. Увы, что легко дается – легко и отнимается. Хозяин особняка Александр Кельх разорился и после революции был арестован. А вот дом до сих пор стоит и восхищает любителей архитектуры.
Фрагмент фасада.
Удачный брак
Строительство особняка заказал в конце позапрошлого века статский советник и предприниматель Александр Кельх. Он был сыном жителя Петербурга Фердинанда Кельха, который изначально не был богат, но дослужился до коллежского советника, получил дворянство и удачно женился. Его супругой стала вдова богатейшего сибирского промышленника, владельца золотых приисков, Ленско-Витимского пароходства и недвижимости в Иркутске и Москве – Юлия Базанова. Брак оказался очень выгодным – Юлия Ивановна была умна, расчетлива и грамотно распорядилась своим огромнейшим наследством. Кстати, она была еще и крупной благотворительницей, финансируя больницы, учебные заведения, библиотеки, и просто помогая бедным людям.
Семья Базановых. Слева Варвара с ребенком, в центре - ее мать.
Интересно, что сын Фердинанда Кельха Александр женился на дочке своей мачехи – Варваре (по сути – своей сводной сестре), причем, до этого она вышла замуж за его брата Николая, но тот вскоре умер.
Взяв в жены вдову своего брата, богатую наследницу Варвару Кельх, Александр в один миг стал обладателем громадного состояния. Теперь он мог позволить себе построить в городе всё, на что только хватит фантазии. Так и возникла идея выстроить шикарный дом-дворец, поражающий своей роскошью и сочетанием несочетаемого.
Грандиозный проект
В 1896 году супруги купили и записали на имя Варвары особняк на улице Чайковского (в то время – Сергиевской). Практически сразу они начали перестраивать здание (а по сути – возводить на месте старого дома новый), доверив проект молодым архитекторам Владимиру Чагину и Василию Шене.
Особняк Кельха ошеломляет.
Парадный фасад особняка получился в стиле возрождения, а внутренний двор – псевдоготическим. В целом же у здания есть что-то не только от готического замка и от дворца в стиле французского ренессанса, но здесь также можно увидеть элементы рококо, барокко, ар-деко.
Фасад во внутреннем дворе.
При оформлении интерьеров архитекторам было поручено не скупиться в выражении своей творческой мысли – заказчики дали им понять, что готовы платить столько, сколько потребуется, и велели использовать только самые дорогие и натуральные материалы. В итоге дом получился роскошным не только снаружи, но и внутри, причем его интерьеры просто ошеломляют. В помещениях сочетаются несколько стилей – ренессанс, готика, рококо.
Помимо множества интересных украшательств и фигур женщин, младенцев, ангелочков, мифических существ, в здании можно увидеть изображения драконов. Причина, скорее всего, в том, что в те времена образ дракона считался счастливым: мол, он отгонял от владельцев все плохое и приносил в дом благополучие.
Фрагмент интерьера.
Ближе к завершению строительства Варвару Кельх по каким-то причинам перестала устраивать работа Шене и Чагина и она обратилась к архитектору Карлу Шмидту. Доделывал проект он. В 1903 году у здания появились готический дворовой корпус и конюшни в стиле модерн.
Белый зал
Это помещение, пожалуй, самое главное и самое роскошное во всем здании. В его оформлении использован белый и розовый мрамор, потолок и стены изобилуют лепными композициями и позолотой. Между окон развешаны зеркала. Две изюминки зала – роскошная люстра, которую сделали на заказ на знаменитой фабрике Штанге, и мраморный камин с композицией «Пробуждение весны», которую изготовила первая отечественная женщина-скульптор Мария Диллон.
Белый зал.
Белый зал выполнен в мраморе и изобилует позолотой.
Вестибюль
На потолке вестибюля изображены арабески. В центральной части потолка можно увидеть лепнину, в которой привлекает внимание полотно с живописным изображением двух женщин, обрамленное лавровым венком. На стенах – четыре полотна с пейзажами, которые перемежаются лепным декором. Завершает вестибюль плоская арка с лепниной, которая опирается на две пилястры. На каждой пилястре мастерски выполненная из камня голова мужчины. Считается, что это изображены братья Кельх – Александр и Николай.
Изображения двух женщин.
Парадная лестница
Лестница, изготовленная в московской камнерезной мастерской «Георгий Лист», выполнена из белого мрамора и украшена резьбой. На пьедесталах лестницы изначально стояли скульптуры и вазы. Интересно, что в нише на площадке второго этажа тоже было место под скульптуру, однако позднее там все-таки поставили зеркало. Если, находясь на лестнице, посмотреть вверх, можно увидеть освещенный потолок с витражом, на котором изображена арабесковая композиция. Также наверху размещены живописные полотна с изображением девушек, одетых в соответствии с разными историческими периодами и разными временами года. С восточной стороны лестницы расположена аркада, опоры которой – колонны, снизу декорированные решеткой.
Лестницу изготовили в мастерской Листа.
Арки.
Лестница из мрамора.
Готическая столовая
Столовая, спроектированная архитекторами Чагиным и Шене, оформлена в готическом стиле. Панели стен, потолок, дверные проемы и мебель выполнены из ореха. Потолок состоит из пяти арок. На консолях стен можно увидеть фигуры химер, в их основании – танцующих человечков. Таинственности готической столовой добавляют оконные витражи и шикарный камин, каждый ярус которого очень затейлив и необычен. На верхнем ярусе камина можно увидеть резьбу с изображением орла.
Витраж в столовой.
Столовая в готическом стиле. Мрачновато?
Печальная участь Александра Кельха
Жить в роскошном особняке в любви и согласии супругам довелось недолго. В 1905 году Варвара развелась с мужем и переехала жить в Париж, оставив в Петербурге его и детей. Александр вскоре разорился и сначала заложил особняк, а потом и продал. По истечении десяти лет Синод дал добро на его развод с женой. Кельх женился повторно – на портнихе, уже имеющей свою дочь.
Дальнейшая жизнь некогда богатейшего человека Петербурга не задалась. Перед революцией он уехал на Дальний Восток, работал там на заводе, а когда предприятие перешло в руки иностранной компании, вернулся в Петербург, где перебивался ничтожным заработком – например, продавал папиросы. Семью по сути содержали его жена и приемная дочь, трудившиеся разнорабочими на заводе. А в 1930-м году Кельха арестовали и отправили в лагеря, где его след теряется. Кстати, возможно, причиной ареста стало то, что жившая за границей бывшая жена иногда присылала Александру деньги.
Александр и его брат. Изображения в доме Кельха.
После революции в национализированном здании, некогда принадлежавшем Кельхам, открыли Школу экранного искусства. Здесь студенты осваивали кинематографические специальности. К слову, в числе выпускников этой школы был автор легендарного черно-белого фильма «Чапаев» Сергей Васильев.
В 1941 году здание пострадало от фашистской бомбежки: часть его, в том числе левый эркер, была разрушена. В 1944-1945 годах особняк восстановили, но эркер воссоздавать, увы, не стали.
В 1998-м особняк Кельха передали Санкт-Петербургскому Государственному университету – с тех пор его также называют «Дом юриста».
Комментарии (0)