Интересные лайфхаки для работы по дому и на даче

Как и почему города во всем мире стали строиться одинаковыми

Император Наполеон III приказал перестроить Париж: в городе с прямыми и простреливаемыми улицами, казалось ему, не случится еще одной революции (вроде той, что привела его к власти). Но во время Франко-прусской войны оказалось, что построенные по новым планам города недееспособны. А каковы были их преимущества?

Плановые города

«Допустим, мы въезжаем в город через большой парк. Наш быстрый автомобиль несется по специально приподнятой трассе между величественными небоскребами; по мере приближения двадцать четыре небоскреба всё яснее вырисовываются на фоне неба; слева и справа от нас на окраинах каждого отдельного участка находятся муниципальные и административные здания; замыкают пространство музеи и университетские корпуса», — так описывает свой лучезарный город один из самых влиятельных архитекторов XX века Ле Корбюзье.

Так мы можем описать большинство российских городов и множество городов Европы и Америки, построенных или реконструированных в середине прошлого столетия. Это город «нигде» или «где угодно», город без истории, построенный по плану, в отличие от тех, что складывались исторически на протяжении многих десятилетий.

Плановый город возникает единовременно, в совершенно неосвоенной местности или на месте старого города, перекраивая его полностью.

Универсальность и узнаваемость плановому городу придают ряды высоток вдоль широких автомобильных трасс, разделение транспортных и пешеходных потоков и, главное, четкая функциональность.

«Зонирование, осуществленное в соответствии с ключевыми функциями „жить, работать, отдыхать“, упорядочит городские территории. Четвертая функция — движение — должна преследовать лишь одну цель — связать между собой наиболее удобным способом остальные три»*.

Высотное строительство, скоростные магистрали, специально отведенные места для отдыха, культурные и бизнес-центры, отдельные заводские территории — те элементы, из которых как конструктор собирается город в урбанистической концепции, названной высоким модернизмом.

Просвещение, Париж и утопия

До своей массовой реализации в середине XX века идея планирования территорий уже была опробована в XIX веке в Париже. Реконструкция Парижа (названная османизацией — по имени барона Османа, префекта департамента Сена) на тот момент стала наиболее дорогим и грандиозным проектом такого рода, но, главное, это был первый проект переустройства города как единого пространства, подчиненного общей идее.

К этому времени сложились условия, не оставившие противникам такой застройки и их контраргументам никаких шансов. С начала XIX века наблюдается экспоненциальный рост населения крупных городов, вызванный индустриализацией. Приток рабочих из деревень усугубил типичные городские проблемы: появление трущоб, бедность и как следствие — вспышки инфекций и революций. В 1832 году в Париже от холеры погибло 19 тысяч человек, а в 1847-м в юго-восточной части города умерло около 48% населения *. Сами кварталы бедняков стали считаться источниками болезни и распространителями миазмов. Кроме того, к моменту реконструкции Париж пережил три революции: Великую Французскую 1789 года, Июльскую 1830-го и Февральскую 1848-го. В ходе последней и пришел к власти Луи-Наполеон, санкционировавший глобальное переустройство (оно-то и вдохновило Ле Корбюзье на создание концепции нового города).

Эта масштабная модернизация быстро обнаружила свой главный мотив — недопущение новой революции: город должен стать неудобным для баррикад.

Очагами бунтов были средневековые улицы — последнее прибежище городских свобод *. Запутанные кварталы с узкими петляющими улицами оставались вне полицейского надзора.

Барон Осман описывает их как «плотный ряд предместий, находящихся в ведении 20 разных администраций, застроенных случайным образом, пронизанных невообразимой сетью узких и извилистых улиц, переулков и тупиков, где кочевое население, никак не связанное с землей [недвижимостью] и лишенное сколько-нибудь эффективного надзора, растет с чудовищной быстротой»*. Широкие прямые улицы хорошо просматривались и простреливались, сеть проспектов, бульваров и подъездных путей связала районы с военными казармами и позволяла быстро перебрасывать войска. Проектирование новых железных дорог было продиктовано этими же задачами. Сразу после реконструкции видны результаты. Камилло Зитте, архитектор и ярый противник прямолинейной застройки, приводит цитату маршала Макмеона из Парижского журнала «Фигаро» за 1874 год:

«…этот город вообще не способен ни к какому воодушевлению. Я заметил, что это относится ко всем прямолинейно распланированным городам, где улицы перекрещиваются под прямым углом. Прямая линия никого не возбуждает. Это можно было наблюдать и в 1870 году, когда регулярно выстроенные города тотчас сдавались трем уланам, тогда как старинные города с косыми улицами смогли защищаться до последних сил».

Вторым родовым признаком планового города является ориентация на легкость в управлении и воспроизводимость. К началу XIX века философами эпохи Просвещения (преимущественно французскими) уже сформировано стремление не только объяснить окружающий мир, но и изменить его. Эпоха Просвещения сформировала национальные государства, свободные от власти религии (теперь религия — частное дело, а не основание социального устройства), установила веру в человеческий разум как высшую инстанцию (вершиной его возможностей стали естественно-научные открытия, геометрия и механика, способные решить все проблемы).

Идея прогресса объявляет всё старое устаревшим, новому государству нужны новые люди и новые города; рождается идея социальной инженерии как способа проектировать жизнь социальных классов. Социальный порядок больше не данность, а предмет управления. Появляется сцепка физического пространства и поведения людей, а также идея управления поведением через организацию физической среды.

Утописты разрабатывают планы городов, в основе которых рациональность и возможность простого управления. Выглядят они как коробка с детскими кубиками. Декарт восхищается римскими военными лагерями и «городами-крепостями, построенными на равнине по замыслу одного инженера», которые во много превосходят старые города, возникающие стихийно: «как они расположены — здесь маленькое здание, там большое — и как улицы от них становятся искривленными и неравными по длине, можно подумать, что это скорее дело случая, чем разумной воли людей». Простота прямых линий, прозрачность устройства города восхищала и Османа, и Ле Корбюзье, но только последний возвел ее в абсолют.

Как Ле Корбюзье перепридумал город и что из этого вышло

«Прочность, польза, красота» — так формулирует закон архитектуры древнеримский архитектор Витрувий, выводя гармонию из человекоразмерности и порядка. Ле Корбюзье провозглашает новое измерение красоты — машина, он требует «от имени парохода, самолета и автомобиля право на здоровье, логику, смелость, гармонию, совершенствование»*. Его свод законов — это Афинская хартия, манифест, где он выводит свои принципы красоты и пользы. Чистые прямые линии красивы, потому что на них отдыхает глаз, города должны стать линейными, сообразно дорогам. Должно быть произведено полное разделение движения пешеходов и машин (в том числе медленных и скоростных). Улицы, возникшие исторически, представляют собой паутину пересечений, не приспособленную к современным скоростям, они должны быть изжиты. Визуальный компонент стал центральным для современного города — города высокого модернизма.

В старом городе всё выстраивается под взгляд его обитателя, точка обзора на уровне его глаз. Теперь точка, с которой нужно смотреть на город, чтобы его увидеть, находится на высоте птичьего полета. Только оттуда виден замысел архитектора, только оттуда виден порядок, ради которого создан город.

Прочность нового города в его сопротивлении всему, что ему противоречит, «план — диктатор», заявляет Ле Корбюзье, лучшая территория для его города — чистое поле, всё остальное нужно смести как отжившее. Таким условиям может соответствовать только молодое государство с сильной властью, желающее заявить о себе, окраины быстрорастущих промышленных центров или города, разрушенные войной.

Чтоб сказку сделать былью

Утопия, о которой мечтал Ле Корбюзье, была реализована в городах СССР при частичном его участии и огромном влиянии. В конце 1920-х годов в молодом государстве развернулась градостроительная дискуссия об организации расселения. Все стороны дискуссии были заражены вирусом высокого модернизма, правда, в разных его прочтениях. «Дезурбанисты» во главе с Михаилом Охитовичем придерживались идеи децентрализации города: развитие техники, средств связи и транспорта дает возможность жить на природе, задача архитектора — «построение, оформление общественных отношений, производственных функций в виде зданий»*.

Вторую линию (которая потом и победила) представлял Леонид Сабсович с «социалистическим городом», являющимся продолжением генерального плана построения социализма. Здесь доминировали уже известные идеи:

«за период примерно в 15–20 лет мы действительно принуждены будем почти „снести с лица земли“ все существующие города, села и деревни и построить вместо них другие поселения совершенно иного типа».

Иного типа поселения должны иметь функциональную разбивку (производство, жилье, отдых), густая транспортная сеть соединит эти районы, а также все промышленные предприятия СССР.

Дома станут «машиной для жилья» (как называл их Ле Корбюзье), они будут выполнять преимущественно функцию спального места — остальные потребности удовлетворят фабрики-кухни, столовые, прачечные, бани, детские ясли, дом культуры и другие объекты культурно-бытового обслуживания. Новый тип жилья — это дом-коммуна (или жилой комбинат из небольших домов) на две-три тысячи взрослых высотой в 15–20 этажей.

Был взят курс на уравнивание города и деревни — соцгород должен стать вертикальной реализацией города-сада Эбенезера Говарда, с многоэтажными домами, пока не 20-этажные, как мечтал Сабсович, а много ниже, сгруппированными вокруг объектов обслуживания, и скоростными трассами, но с большим количеством зелени между разреженной (чтобы получать максимум солнца) и высотной (чтобы повысить плотность населения) жилой застройкой. Такой квартал легко проектировать и повторять на любой расчищенной территории. Пригороды, в свою очередь, планировались как жилые комбинаты с малоэтажной застройкой и меньшей плотностью. Принцип функциональной изоляции кварталов стал основным при планировании любого населенного пункта. В 1930-х годах по всему СССР развернулись стройки соцгородов — это были отдельные районы, рабочие поселки, строившиеся вместе с заводом, как соцгород Сталинградского тракторного завода, или целые города, как Магнитогорск. Все эти стройки быстро показали нереализуемость проектов в полной мере, и доминирующей единицей жилья в них стали бараки. Однако после войны началась вторая волна строительства.

В Афинской хартии Ле Корбюзье, принятой в 1933 году CIAM (Международный конгресс современной архитектуры), есть призыв узаконить единые стандарты строительства. К середине ХХ века изготовление элементов жилья заводским способом, железобетонные конструкции, жесткие строительные нормы полностью унифицировали процесс строительства, возведение жилых кварталов стало ближе к сбору конструктора и дальше от архитектуры. Теперь жилой комплекс Прюитт-Айгоу в Сент-Луисе, Дранси в Париже и Черемушки в Москве стали выглядеть одинаково — о таких мечтали утописты в XVII веке, такими их проектировал Ле Корбюзье.

Город как сценарий для жизни

Родовым признаком массовой жилой застройки является функционализм: город должен планироваться так, как инженер строит фабрику. Для проектирования нужно иметь четкое представление о том, как будет использовано место и какую функцию оно будет выполнять, при этом нужно охарактеризовать эту функцию так, чтобы «стали возможны методы специализированного планирования и стандартизация»*. Функциональная нагрузка распределяется по городам (город-курорт, промышленный город или столичный) и внутри города (центр и окраины). Функциональную нагрузку несет каждый квартал и каждая квартира в доме, размеры которой предполагают выполнение одних функций и невозможность других. В основе такого планирования — редуцирование всего многообразия человеческой повседневности до потребностей в труде, отдыхе и развлечении, при этом места для удовлетворения этих потребностей преисполнены верности только одной задаче и отсекают иные.

Широкие безлюдные площади и бульвары, созданные в Париже Османа, задали новый вид отношений с городом — фланерство — праздные прогулки вдоль целых улиц витрин и кафе, так как дома сомкнулись в единую стену. Эта новая улица разрушила стихийные сборища, но разрешила горожанам наблюдать за городом.

Бетонные коробки высотных домов, освещаемые солнцем со всех сторон, реализовали цель Ле Корбюзье — «смерть улицы!». Улица теперь — это автомобильная трасса, улицы отданы машинам, для остальных есть специальные объекты культурно-бытового обслуживания. Огромные пространства между высотными домами остались пустыми.

Оказалось, что люди чувствуют себя некомфортно на пустых открытых территориях и стараются их избегать. Пространства между домами стали безлюдными и потенциально опасными. Так как новые районы часто строились на пустой территории, возникали огромным жилым комплексом на тысячи человек одномоментно — никаких локальных сообществ, интегрировавших в себя новых жильцов, не существовало. В этих районах все были в одинаковом положении (в том числе социальном и экономическом — муниципальное жилье получали сотрудники одного завода, переселенцы, ветераны войн и т. д.), такая среда порождала анонимность и маргинализацию. В случае экономического кризиса (или закрытия ближайшего завода) весь район массово терял работу и не мог адаптироваться к новым условиям. Оказалось, что жизнь горожанина состоит не только из удовлетворения схематизированных функций, но и из рутины, не поддающейся формализации. Со смертью такой повседневности и невозможностью ее возобновления на бетонных полях жилых массивов эти районы городов будущего стали олицетворением провала модернистского социального проектирования.

Закат высокого модернизма

Проблемы высотной массовой жилой застройки обнаружились практически сразу, в 1960-х годах на такой тип градостроительства обрушилась уничтожающая критика. Главным критиком высокого модернизма стала американская журналистка Джейн Джекобс, ее масштабное исследование описано в книге «Смерть и жизнь больших американских городов» 1961 года. Она находит его фундаментальную ошибку — «выведение функционального порядка из физического расположения зданий, из их группирования по своим формам, т. е. из визуального порядка».

Социальный порядок — продукт случайных социальных контактов, возникающих благодаря смешению социальных групп, которое возможно только в смешанной городской среде, где соседствуют места отдыха и работы, люди разных возрастов и статусов, дома разных ценовых категорий.

«Запутанные смешения различных видов использований — не хаос», как это виделось Ле Корбюзье, это сложность социального порядка до его радикального управленческого упрощения. Схематичность и линейность устройства военного лагеря, вдохновлявшего всех утопистов, помогала посыльному найти штаб, а чиновнику ориентироваться в карте района, которым он управляет, но парадоксальным открытием для градостроителей оказалось то, что жители районов с однообразной линейной застройкой дезориентированы архитектурными паттернами — повторяющимися одинаковыми домами.

В действительности то, что видится порядком на высоте птичьего полета и на карте, является лабиринтом однообразия. Жители этих районов испытывают стресс, не отличая собственный дом от соседнего на некотором удалении; невозможность вычленить собственные окна в ряде одинаковых имеет важное значение в восприятии пространства.

«Необходимость распознавать и мысленно обрисовывать окружающую нас обстановку существенна и так глубоко укоренилась в нашем сознании, что такой образ обладает для индивида и практической и эмоциональной важностью»*.

Для жителей высоток территория вне собственной квартиры становится чуждой, актом ее присвоения являются остекленные и украшенные балконы, клумбы у дома или хорошо знакомые по российским спальным районам лебеди из автомобильных покрышек. Эти попытки создания визуальной игры направлены на снижение чувства пребывания нигде.

Антрополог Джеймс Скотт сравнивает такие территории с паноптикумом — тюрьмой.

«Почти все строго функциональные узкоспециализированные учреждения имеют свойства бассейнов для сенсорной депривации, используемых в экспериментальных целях. В пределе они приближаются к крупным социальным надзорным учреждениям XVIII и XIX вв.: приютам, работным домам, тюрьмам и исправительным заведениям. Мы уже достаточно хорошо изучили такие учреждения, чтобы понимать, что через некоторое время они приведут к характерному неврозу своих обитателей, характеризующемуся апатией, замкнутостью, недостатком инициативы и свободы в поведении, необщительностью и несговорчивостью. Такой невроз является приспособлением к депривированной, вялой, однообразной и управляемой среде, он приводит к тупости и безразличию»*.

Помимо того что плановая застройка стала «бассейном сенсорной депривации», еще одним парадоксальным результатом стало то, что новая городская среда разрушила механизмы социального контроля.

Призванные сделать городскую среду прозрачной, контролируемой и управляемой, большие открытые пространства сделали ее рассадником правонарушений.

В городах США и Западной Европы быстрое разочарование в таких районах и отсутствие сомнений в необходимости их сноса объясняется ростом преступности. Вместе с неудобными для машин улицами и двориками исчезли локальные сообщества, поддерживавшие порядок. В пустом анонимном пространстве появились преступные банды и шайки подростков. Оказалось, что полиция не может справиться с валом мелких правонарушений. Джейн Джекобс, выступая в защиту разрушенных улиц и дворов, назвала феномен рутинного ежедневного контроля социального порядка «глаза на улицу». Составные элементы этого контроля — владельцы мелкого бизнеса, старожилы района, смотрящие в окно, сама уличная активность идущих по делам, отдыхающих в кафе, гуляющих с детьми. Живой район всегда заметит чужака, пресечет правонарушение, но для этого «нужна определенная степень уверенности в своем хозяйском праве на данную улицу и в поддержке, которая в случае необходимости будет получена от других ее обитателей»*.

Джекобс иллюстрирует это следующим образом: мужчина ведет по улице девочку восьми лет, та сопротивляется, в следующую минуту «…из мясного магазина на первом этаже того самого дома напротив вышла женщина, которая ведет там торговлю вместе с мужем. Скрестив руки на груди, с решительным лицом она встала в пределах слышимости от мужчины и девочки. Примерно в тот же момент по другую сторону от них с твердым видом появился Джо Корначча, который вместе с зятьями держит магазин кулинарии. Из окон дома высунулось несколько голов, одна быстро втянулась обратно, и несколько мгновений спустя ее владелец вырос в дверном проеме позади мужчины. Двое посетителей бара рядом с мясным магазином подошли к двери и стали ждать. На моей стороне улицы слесарь, торговец фруктами и владелец прачечной вышли из своих заведений, и из нескольких окон, кроме моего, за происходящим смотрели жильцы. Сам не зная того, незнакомец был окружен. Никто не позволил бы ему утащить девочку, пусть даже все видели ее в первый раз. <…> На протяжении этой маленькой драмы, длившейся всего-навсего минут пять, ни одной пары глаз не возникло в окнах только одного здания — дома с небольшими дорогими съемными квартирами»*.

Районы высокого модернизма, из сияющего града на холме превратившись в огромную проблему, в 1970–1980-х стали подвергаться сносу или реновации. Однако под снос попали далеко не все районы, равно как и не было выработано единого рецепта их реновации.

«В бывших социалистических странах Европы 40% населения проживает в районах массовой жилой застройки, в странах Западной Европы — 10%. В России здания, построенные в 1956–1990 гг., составляют около 60% жилого фонда страны».

В середине 2000-х годов в Евросоюзе было проведено исследование в десяти странах с целью изучить состояние и перспективы будущего таких районов. Оказалось, что снос и новое строительство — наиболее очевидный метод, но слишком дорогой, долгий и, главное, порождающий новые проблемы. Эти территории стали по-своему уютными из-за выросших в широких междомовых пространствах деревьев, обросли транспортной и иной инфраструктурой, обитатели этих районов не готовы были оттуда переезжать, прожив там всю жизнь, они привыкли к этой эстетике и справлялись с теми проблемами, которые видели урбанисты.

Расселять эти районы значило бы повторить прежнюю ошибку — разрушить сложившееся разнообразие и привести всё к единообразию (за десятилетия в силу естественного движения населения и миграции районы перестали быть исключительно гомогенной средой).

Такие районы чаще реновируют, чем сносят. В силу разных условий, предпочтений жильцов, соседства с другими объектами города методы реновации представляют собой уменьшение этажности, перепланировку квартир, появление или изменение конструкции балконов, изменение фактуры фасада и многое другое. Придомовые территории разбивают на дворы, избавляют от автомобильных парковок, организуют зоны барбекю и ставят беседки для создания поводов к общению и формированию дворовых сообществ. В российских регионах реновация касается в большей степени ветхого и аварийного жилья, высотки 1960-х годов подлежат капитальному ремонту, главной проблемой скорее является продолжение массовой жилой застройки и наращивание как ее высотности, так и объемов. Так что эпоха высокого модернизма в новой своей итерации продолжается.


Источник: Как и почему города во всем мире стали строиться одинаковыми
Опубликовал:
Теги: история СССР архитектура города г. Москва [1405113] г. Магнитогорск [1351145] Магнитогорский г.о. [95250494] Челябинская обл. [1351087]

Комментарии (2)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Денис
"Так что эпоха высокого модернизма в новой своей итерации продолжается" - в Москве она скоро закончится, когда уйдёт Собянин и наконец придёт понимание бесперспективности многоэтажной застройки для жилья (и для работы, отчасти, тоже).
Антон Луценко
Цитата из книги Джейн Джекобс про то, как "самоорганизовавшиеся" соседи остановили педофила, представляет собой типичный пример мелкобуржуазной утопии: дескать, просто дайте нормальным порядочным людям почувствовать себя хозяевами чего угодно - и они тут же сами, без всякого предварительного плана, на одних "моральных инстинктах" натворят немало хороших и полезных дел.
Реальность куда проще и печальнее: когда обычные среднестатистические нормальные граждане начинают чувствовать себя хозяевами, то они прежде всего норовят отгородиться от чужаков, - и неважно, будет таким "чужаком" педофил или просто парень с другим цветом кожи, фасоном причёски, акцентом речи... Травля "чужака" развивается точно по той же закономерности, какую изложила Джейн Джекобс: просто хорошо знающие друг друга соседи выходят ему навстречу с соответствующим выражением на физиономиях, соответствующими словами в зубах и соответствующими предметами в руках. Подробности можно прочитать, например, вот здесь: https://ru.sperohope.com/ku-klux-klan-historia
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как монголы брали города
Как монголы брали города
25
Мужской журнал 09:01 13 дек 2021
Интересные, но бесполезные факты обо всем на свете (23 фото)
Интересные, но бесполезные факты обо всем на свете (23 фото)
10
Мужской журнал 11:00 19 май 2020
Короче некуда: вызывающий показ Victoria's Secret стал самым соблазнительным во всем мире
Короче некуда: вызывающий показ Victoria's Secret стал самым соблазнительным во всем мире
3
Мужской журнал 12:32 28 ноя 2017
Почему резко стали закрывать обсерватории по всему миру?
Почему резко стали закрывать обсерватории по всему миру?
4
Мужской журнал 11:01 01 окт 2018
Русские породы собак, которые ценятся во всем мире
Русские породы собак, которые ценятся во всем мире
1
Все о работе руками 10:01 10 мар 2024
Настоящая причина почему в СССР стены многоэтажек стали отделывать стеклянной плиткой: забытое решение русского инженера Гаврилова
Настоящая причина почему в СССР стены многоэтажек стали отделывать стеклянной плиткой: забытое решение русского инженера Гаврилова
0
Все о работе руками 12:01 22 июн 2024
Это интересно! Почему шины для легковых автомобилей стали бескамерными
Это интересно! Почему шины для легковых автомобилей стали бескамерными
5
Авто-Тема 18:14 14 ноя 2023
Почему производители не выпускают автомобили из нержавеющей стали
Почему производители не выпускают автомобили из нержавеющей стали
23
Авто-Тема 06:39 10 ноя 2021
10 самых больших пикапов во всем мире
10 самых больших пикапов во всем мире
1
Авто-Тема 12:09 28 ноя 2023
Почему «Жигули» перестали быть «Жигулями» и стали «Ладой». Рассказываю причины.
Почему «Жигули» перестали быть «Жигулями» и стали «Ладой». Рассказываю причины.
8
Авто-Тема 07:33 08 апр 2021
Как изменится карта России через 50 лет: в Сибири появятся новые города, а Москва и Петербург объединятся
Как изменится карта России через 50 лет: в Сибири появятся новые города, а Москва и Петербург объединятся
37
Ваши новости 19:01 17 сен 2021
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства