
У нас в кружке есть модель, позиционированная как ЯК 54. Но по общему виду оно отдаленно напоминает оригинальный самолет. Решил подготовить её к соревнованиям в классе «полукопии». Модель большая с бензиновым двигателем, смотрится хорошо. Нужно немного доработать внешний вид. Первым делом ребята проверили двигатели и всю систему управления. Работает хорошо. Затем мне нужно поработать со внешним видом. И подогнать к оригиналу. Скачал в интернете чертежи и приступаю. На рулевых поверхностях есть так называемые «рога», которые компенсируют усилия. На руле высоты размечаю, что нужно отрезать. Эту операцию провожу пилкой, по металлу переточенной специально для таких операций. Выпиливаю щечки из 3 мм шлифованной фанеры и приклеиваю на рога при помощи ПУР 501. До полной склейки фиксирую детали малярным скотчем. После склейки заполняю пазы отрезками бальзы и поверх шпаклевкой. Шлифую утюжками со шкуркой и мои усилия завершены. Все ровно и красиво. Такую же операцию провожу на крыльях. Копийность рулевых поверхностей достигнута. Основной цвет планера и крыльев будет белый. Покупаем белую рекламную пленку для обтягивания крыльев и руля высоты. Конечно, это не стандартное решение. Но делаю полукопию и крутить яростный пилотаж в полете не нужно. И к тому двигатель очень мощный стоит ему лишних стопятьдесят грамм как слону дробина. Все вытянет. Для лучшего прилегания пленки загрунтовал все деревянные поверхности разведенным ТИТАНОМ. Он разводится спиртом до состояния воды, затем наношу просто кистью на нужные поверхности. После высыхания грунтовки начинаю оклейку. Сначала приклеиваю кусок пленки на торцы крыльев. Нагреваю кромки при помощи фена для волос, растягиваю её и приклеиваю на плоскость. Процедура напоминает оклейку машин. Кому интересно можно посмотреть в интернете. Фен у меня достаточно мольный греет примерно до 80 градусов. Поэтому легко нагревает пленку до нужной температуры. После загиба на грань, подрезаю края пленки поровнее. Такой же процедурой оклеиваю все торцы крыльев и рулевых поверхностей. После оклейки торцов начинаю процесс оклейки по плоскости. Для начала нужно сделать выкройку для резки пленки. Затем по этому шаблону уже режу заготовки из пленки. Вырезаю заготовку немного больше чем нужно, чтобы было, за что брать при работе. В этой операции нужно отогнуть край защитной бумаги и правильно позиционировать пленку. Затем приклеиваю край пленки на плоскость, прижимая её ракелем, медленно стаскиваю защитный слой. Главное не допустить воздуха под пленкой. Затем приклеив середину начинаю разглаживать её к краю. После приклейки аккуратно обрезаю по контуру. Если нужно немного грею край феном, подтягиваю на выпуклостях. Одна сторона всех деталей оклеена. Но мороки было много. Поскольку не хотел снимать рулевые поверхности. Они были очень хорошо закреплены, вырывать совершенно не хотел. Много времени потратил на крылья. Размер у деталей большой. Наконец процесс завершен и все крылья оклеены. Смотрится просто хорошо и гладко. Нужно выбрать оригинальный самолет и раскрасить модель под него. Изрядно пошарив в интернете, выбрал самолетик. Который есть в действительности. Нужно максимально точно воспроизвести ливрею на модели. В классе полукопия допускаются некоторые расхождения. Не нужно делать с точностью до миллиметра. Но чтобы визуально было максимально, похоже. Буду рисовать по пропорциям, взяв за основу картинку на экране. Заранее сделал выкройки отдельных элементов крыльев по плоскости из остатков защитного слоя от пленки. Поездка в магазин рекламных товаров закончилась выбором цвета пленки и максимально похожего тона. Долго возились, но нашли и купили нужное количество. В качестве начального старта выбираю самое простое. Рули высоты и красные полосы. Клеить пленку на пленку не просто. Она практически мгновенно прилипает сама к себе и криво наклеенное снять можно, но с большущим трудом. Есть тонкость. Наливаю мыльную воду в садовый распылитель для цветов. Но конечно предварительно размечаю на плоскости положение полосок. Затем смачиваю поверхность мыльным раствором. Начинаю прикатывать пленку ракелем выжимая воду из под нее. Такой прием дает возможность снять криво наклеенное и переделать. Не смотря на слой мыла, который я выдавил, она хорошо прилипает уже через сутки. По вырезанным шаблонам примериваю на крыльях. Как все ляжет. Вырезаю пленку нужного цвета. Брызгаю мылом на крыло и ракелем прикатываю картинку. Опять в качестве первой жертвы выбрал руль высоты. Он поменьше и картинка тоже. Проще все накатать. Передохнув от потрясений перехожу на большое крыло. Действую осторожно и медленно. Стараюсь не ошибиться. Наконец крылья одеты в ливрею, ну очень похожую на оригинал. Почти. После напряженной работы немного решил расслабиться и поклеил красные полосы на обратной стороне. Ту все просто нарезал по ширине разметив крыло. Нанес мыло и вперед с ракелем. На следующий день бодро начинаю раскрашивать фюзеляж. Для разгона и настройки рук приклеил белую пленку на фонарь кабины. Все прошло хорошо. Пришлось в некоторых местах подогревать пленку феном и подтягивать на изгибах формы. Хорошенько разогревшись перехожу к фюзеляжу. На киле нужны звезды. Вырезаю из пленки половинки и наклеиваю на переднюю грань киля. Затем уже по-простому, полоски. Можно даже и без мыла. Все по прямой и поровнее желательно. Постоянно сверяясь с картинкой на экране. Затем нужно изготовить копийный винт для стендовой оценки. Правила позволяют на стенде установить декоративный винт, а лететь можно с другим. Для нас эта вынужденная мера. Оригинальный трехлопастной винт мы героически сломали на тестовых полетах. При посадке самолет подпрыгнул на кучке травы и скапотировал. Совет в тему. При покосе полосы обязательно убирайте скошенную траву с места старта. И не будете ломать дефицитные винты. Короче полетим с другим винтом. Поскольку купить еще один не успеваем. Сломанный винт я отремонтировал, склеил эпоксидной смолой. Выглядит как новый, но лететь, конечно, с ним нельзя. Конечно, замечательный копийный кок обтекатель тоже не пойдет в полет. Второй винт двухлопастной. Оклеиваю кок голубой пленкой при помощи фена, все натянулось хорошо. Наношу на лопасти винта нужные надписи. Готов декоративный винт. Капот мы тоже повредили. Но у нас есть болван. Изготовил новый капот из стеклоткани с эпоксидной смолой. Прошелся шкуркой зашпаклевал и оклеил белой пленкой. На хвостике есть небольшая надпись. Увеличил изображение на мониторе, перевел картинку на прозрачную кальку, с нее на пленку и вырезал надпись. При помощи переносной пленки приклеил на руль направления. Оклейка капота выпила у меня пару ведер крови. Поверхность, грубо говоря не ровная и линии рисунка все кривые. Получилось прилично только с третьего раза. Пришлось пару раз снимать все и оклеивать. Примеряю раскрашенный капот на фюзеляж. В передней верхней части капота нужно организовать люк для обслуживания. На модели его, почему то не было. При помощи алмазного диска вырезаю отверстие. Внутрь приклеиваю ободок из стеклоткани, чтобы люк не проваливался. Оклеиваю его пленкой. Сверлю отверстия под болтики крепления. Все хорошо встало на место. На люке и новом капоте приклеиваю недостающие части рисунка. Все сошлось . После разрезаю пленку на швах. Маленькая тонкость во время моей работы стояла хорошая такая жара. Температуру сбивал только вентилятором. И все равно градусник показывал тридцать. Это только АО Цельсию. По Фаренгейту даже боялся смотреть. Завершающей операцией, нанесение оригинального бортового номера. На картинке изображен достаточно простой шрифт. Порывшись в интернете, нахожу нужные цифры. Распечатываю на принтере. Не могу установить нужный размер. Сказам несколько нужных слов из непечатного лексикона размечаю нужный размер шрифта на бумаге. Просто по линейке карандашом. Получилось похоже не оригинал. Вырезаю из пленки и переношу на фюзеляж. И так модель готова к соревнованиям. Успели вовремя. Команда уехала на соревнования. Не успел даже сделать фото с табличкой «У Самоделкина». Ребята прислали фото с соревнований.
Комментарии (0)