Интересные лайфхаки для работы по дому и на даче

«Я живу в Пале-Рояле на Литейном». Дом, где работал Шагал и снимают кино

«В этом доме — как в романе “Сто лет одиночества” — все, что было, никуда не исчезает. То и дело я представляю Марка Шагала, который пересекает двор, идя на работу в управление революционных театров. Там всем заведует друг Горького — Андреева. Так ее называли. Никогда не говорили “гражданская жена”...», — рассказывает Ольга Юрьевна Цехновицер, хозяйка квартиры. Мы стоим в прихожей, все вокруг похоже на огромную загадочную инсталляцию — кругом афиши, мозаика, куски декораций. Ольга Юрьевна — оперный режиссер, драматург и свободный художник. А ее муж — Аркадий Матвеевич Штейнлухт, хозяин дома — дирижер.

Ольга и Аркадий переехали в квартиру на Литейном в 1990 году — тогда это еще была коммуналка. Квартира напоминает логово доброго волшебника: со второго этажа свешиваются качели, на стене в коридоре висит гигантская бабочка, а в одной из комнат стоит большой концертный рояль (Аркадий поправляет меня: «Это — не большой и не концертный; тот был бы метра три»). Здесь он занимается с певцами. Иногда репетирует инструментальные сочинения малым составом. Ольга же в последнее время отошла от театра: «В декабре 2007 года мы организовали в этом доме ТСЖ. Теперь — это моя главная опера».

История дома

Дом по адресу Литейный, 46 глядит на улицу сдержанным фасадом желтого цвета, который сделал архитектор Пель — он реконструировал здание в середине XIX века и возвел несколько пристроек во дворе. Но сам дом стоял и до него — здесь были казармы Преображенского полка. Потом ко многим домам вглубь Литейного добавлялись дополнительные участки и пристройки. Но самое ценное, что связано с домом — гигантский внутренний сад: его выхлопотал в 1817 году Густав Розенкампф, главный секретарь Комиссии составления законов.

В начале XX века в доме поселился Павел Гукасов — богатейший нефтепромышленник тех лет. Его состояние превышало 15 миллионов рублей, что ставило его в один ряд с Ротшильдом. Гукасов поселился в особняке в глубине сада, а доходный дом на первой линии компенсировал его содержание.

 Прогрессивная молодежь 80-х называла садик во дворе «Пале-Рояль» и захаживала сюда выпить портвейна и поиграть на гитаре

Новые владельцы пригласили архитектора Александра Хренова — автора первого в Петербурге дома с лифтом. Тот создал настоящий ансамбль в стиле итальянского модерна: пристроил к главному дому два новых пятиэтажных корпуса, а также украсил внутренний двор и фасады. Именно тогда на стенах дома появилась майолика — медальоны с изображением Афины-Паллады и Медичи, сатиры над входами в парадные, колоннада в трехарочном входе во двор и фонтан в центре сада. На фасадах появились надписи на латыни Domus propria domus optima: «Свой дом — наилучший». Возможно, уже тогда за садом закрепились названия Сен-Жермен, «Пале-Рояль» или «Бельведер» — в честь королевского дворца, так как только во дворцах полагалось иметь такой сад.

После революции в здании особняка во дворе располагалось революционное министерство культуры и иностранных дел. Заведовала им гражданская жена Горького — тогда все говорили «друг» — Мария Андреева. У нее в подчинении работал Марк Шагал: ходил на службу через внутренний двор, о чем писал в книге «Моя жизнь».

Сами же Гукасовы после революции эмигрировали — одних квартирантов уплотнили, других расстреляли. Из дома на Литейном увозили Владимира Таганцева: его расстреляли по обвинению в «заговоре против большевиков». По тому же «делу Таганцева» казнили поэта Николая Гумилева.

В Советские годы дом был коммунальным и славился своим открытым садом. «Прогрессивная молодежь 80-х называла садик во дворе “Пале-Рояль” и захаживала сюда выпить портвейна и поиграть на гитаре», — рассказывает журналистка Ольга Писпанен. Все потому, что недалеко находилось знаменитое кафе «Сайгон»: «Мы познакомились с тобой в “Сайгоне” год назад», — пел Майк Науменко в песне «Страх в твоих глазах». Олег Гаркуша из группы «Аукцыон» рассказывал, как они с Федоровым в 1982-м году пошли во двор «Пале-Рояль» пить портвейн — там их «отдубасили гопники» как раз за упоминание «Сайгона»: «Неудачно мы тогда посидели в том садике».

Как устроена квартира

Квартира номер 3 в доме на Литейном, 46 очень большая — около 180 метров, учитывая вторые этажи в некоторых комнатах. Потолки здесь около пяти метров, поэтому в конце коридора можно увидеть забавную картину: две двери, располагающиеся одна над другой. Слева от нее — гигантская бабочка. «Эта композиция — руководство пользования верхней дверью, — объясняет Ольга — дверью на небо. Куда постепенно улетают люди, превращаясь в бабочек. Вон, видите — летит старичок с палочкой, ребенок вылетает из рук родителей, жена летит за мужем: “Куда, куда?”, а он уже оброс одним крылом. Так что у нас есть прямой проход на небо». На самом деле там просто небольшая кладовка.

Бабочка уже побывала в Малом зале филармонии, когда участвовала в театральном проекте «Петербуржский таракан». Впрочем, до бабочки еще надо дойти, а вот различные артефакты начинаются прямо в прихожей. Вот на входной двери висит программка 1973-го года — к концерту Аркадия Штейнлухта «Страсти по Иоанну». «Забавно, что попала она к нам только несколько месяцев назад — оказалось, что соседка нашей дочери была 47 лет назад на этом концерте. Я дирижировал эти два концерта, будучи солдатом срочной службы. Меня призвали 7-го мая, а сами концерты были 14-го и 15-го. Начальник отпустил меня под честное слово, “подирижировать”, — рассказывает он. – Это вообще была уникальная история, ведь в Советские времена духовная музыка была “персоной нон грата”».

 В одной из комнат стоит рояль Steinway, который Аркадий купил в 1974 году — на первый крупный гонорар за запись пластинки

Чуть дальше — афиша бара Terminal: «Ей я горжусь. И не только потому, что бар – заведение нашего сына с товарищами, но еще из-за того, что каждый год к 1-му марта у меня есть повод быть ему нужной: я неизменно получаю заказ на стих ко дню рождения “Терминала”. У меня уже много таких афишек», — говорит Ольга.

Почти в упор на входящего в квартиру смотрит лицо — старые кирпичи с выбоинами, под стеклом. «Это главный персонаж в квартире — наш домовой. Когда мы делали ремонт, после того как квартира стала отдельной, мы содрали обои, и наша внучка разглядела след, что оставили старые счетчики. Смотрим — домовой. Решили не мазать его шпаклевкой по лицу, а сохранить. Теперь когда мы застаем домового на месте преступления — а он все время норовит украсть что-то бумажное, в основном документы — мы кладем ему конфету. Помогает», — с улыбкой рассказывает Ольга.

Дальше со стен коридора свисает огромное количество загадочных предметов — ветви деревьев, блюдца, лампы, палитра художника Арона Зинштейна, буквы из сучьев, почти с потолка смотрит Баба-яга авторства Андрея Кузнецова.

Слева от прихожей — комната с роялем Steinway, который Аркадий купил в 1974 году — на первый крупный гонорар за запись пластинки «Страсти по Иоанну» на фирме «Мелодия». В этой комнате проходят не только уроки пения, которые дает Аркадий, но и квартирники. Причем самые разные — от классической музыки до песен под гитару.

В углу — как и во всех остальных комнатах — гигантская изразцовая печь. На ней стоит портрет подруги хозяев — композитора Ольги Петровой. «Я пыталась подарить ей портрет, но собака страшно на него лаяла. Видимо, она признала сходство и решила, что двух хозяек быть не должно».

Слева от печи – автопортрет Юрия Цехновицера, а на соседней стене – его же панорама Пяти Углов. Сейчас там находятся два заведения его внука: «Бекицер» и Social Club. Сбоку от панорамы — автопортрет уже самой Ольги. Правда, он выполнен не кистью или карандашом, а почти целиком сложен из лепестков и древесной коры. Ольга вообще очень любит украшать все цветами и растениями, высушенными и живыми. Все подоконники в квартире заставлены горшками — их тут штук пятьдесят, не меньше.

На другой стене висит длинный картон — совместная работа художников Арона Зинштейна и Саши Гардт. «Каждый год Максим и Феликс Якубсоны устраивают что-нибудь на день рождения трагически ушедшего в 1970 году поэта Леонида Аронзона. Как-то раз мы попросили Арона и Сашу порисовать под чтения его стихов. В последний момент я захватила из дома еще и эту мебельную упаковку. Художники рисовали одновременно с двух ее концов под стихотворение «Послание в лечебницу». Кстати, и Саша, и Юрий Штопаков, и их сын прописаны в этой квартире», — смеясь, добавляет Ольга.

 На лестничной площадке до сих пор можно встретить осветителей и механиков, а вдоль Литейного — цепочку грузовиков с оборудованием.

Следующая комната — двухэтажная. В ней ремонт закончили лишь несколько лет назад — разобрали потолок прямо до балок. Теперь наверху небольшая спальня, а снизу столик с диваном. В этой комнате подолгу жили иностранные студенты Европейского университета — хозяева любят принимать и опекать тех, «кто воспринимает как подарок судьбы столь буквальное соприкосновение с русской историей». C антресолей есть потайной выход в коридор — уже со второго этажа: «Если вдруг в комнате кто-то спит, а нужно срочно что-то доставить из гардеробной — можно подставить лестницу и сюда пролезть».

Следом — спальня, самая древняя и обжитая комната во всей квартире. В ней хозяева начинали жить, когда переезжали в еще коммунальную квартиру. Здесь тогда встал рояль. Второй этаж — вместе с рейками — перевезли прямо с Васильевского острова, почти как стол. «Только пришлось его обрезать, ведь та комната была намного шире. У печки так и стоят 30 лет два “лишних” столба, когда-то подпиравшие антресоли посередине», — рассказывает Ольга.

Вот на лестнице висит еще одна работа Юрия Цехновицера — быстрый рисунок: «В 1976 году, когда мы только поженились, мы без конца меняли съемное жилье. Каждый раз в новой комнате мы просто вешали на стену эту картину — и как будто оказывались дома. Так что это наш главный признак жилья, — рассказывает Ольга и достает еще одну фотографию. — Это мой дед, Орест Цехновицер — одна из причин, почему меня назвали Ольгой. Вместо того чтобы ехать с университетом в эвакуацию, он пошел на фронт в Таллин — поднимать дух солдат. И погиб на таллинской переправе. Наш сын на него очень похож».

Как в доме снимали кино

В квартире Аркадия и Ольги несколько раз снимали фильмы. Впервые с киношниками хозяева познакомились через художника Виктора Иванова. Он работал со многими режиссерами, и не раз «наводил» их на эту квартиру.

Самое сильное впечатление произвели на них съемки многосерийного телевизионного фильма Сергея Снежкина «Женский роман» с Диной Корзун и Константином Хабенским в главных ролях. Казалось бы, обилие вещей — особенно многочисленных художественных инсталляций — могло помешать режиссеру, но Снежкин наоборот использовал их для съемок. «Там была одна сцена, где героя крутили на стуле — показывая таким образом сумасшествие. Так вот, для нее Снежкин попросил принести как можно больше предметов, — вспоминает Ольга. — После этих съемок весь мой “вещизм” был на время реабилитирован перед семьей».

Аркадий продолжает ее рассказ: «Была там и эротическая сцена, которую снимали прямо в нашей кровати на втором этаже. Хабенский и Корзун лежат на матрасе, укрытые простыней, и затем Константин начинает медленно стягивать простыню с Дины. Все ожидают увидеть там обнаженную грудь, а у Дины вдруг появляется раскрытый веер. Его мы с сыном привезли из Германии, а Снежкин приметил на шкафу».

Фильм должен был быть двадцатисерийный, однако заказчик — телевизионный канал — потребовал сократить хронометраж до восьми эпизодов. Снежкин отказался, поэтому в итоге в фильм он значится под псевдонимом Серж Василеостровский. «Но у нас-то, конечно, есть все двадцать серий на кассетах, которые мы честно отсмотрели», — признаются хозяева.

Случались и болезненные соприкосновения с миром кино. Несколько лет назад в квартире снимали сериал «Пепел» с Владимиром Машковым в главной роли — про тяжелое время сталинских репрессий, войны. Хозяева признаются, что так его и не посмотрели: «Мы были обижены отношением к дому — стенам, обоям, паркету. Большой бюджет, никаких наших вещей, мебели — все привезенное, отобранное, очень выразительные интерьеры. Будто в павильоне снимали. Вещи, сложенные в целый штабель больших коробок, мы не могли разобрать несколько лет», — говорит Ольга.

Зачастую на лестничной площадке до сих пор можно встретить осветителей и механиков, а вдоль Литейного — цепочку грузовиков с оборудованием.

Угроза расселения

В последние годы дом на Литейном оказался втянут в большой конфликт. Причина — в форме управления домом. Депутат Оксана Дмитриева, живущая здесь, провела через Законодательно собрание Санкт-Петербурга закон "О реставрации, капитальном ремонте и приспособлении для нового использования домов-памятников", в котором такой форме управления как ТСЖ нет места. Инвестору, согласно этому закону, передаются в пользование все общие помещения дома; технические чердаки инвестор имеет право использовать для постройки мансард. 

Постоянные тяжбы длятся уже несколько лет, и Ольга уже колеблется между тем, чтобы просто переехать, и продолжением борьбы: «Единственная причина, по которой я не хочу уезжать, — связь дома с отцом. Так-то я имею достаточно внутренних сил, чтобы продолжать строить что-то на новом месте. Я умею оживлять пространство, но мне важно, что этот дом был невольно выбран моим отцом, и мы живем здесь в честь него».

 

 


Источник: «Я живу в Пале-Рояле на Литейном». Дом, где работал Шагал и снимают кино
Опубликовал:
Теги: Закон ремонт история кино интерьер и дизайн архитектура дом

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Что скрывается за красивыми фасадами старинных домов Санкт-Петербурга
Что скрывается за красивыми фасадами старинных домов Санкт-Петербурга
4
Все о работе руками 08:00 04 мар 2024
Взрослое кино: знаменитости, снимавшиеся в порно 
Взрослое кино: знаменитости, снимавшиеся в порно 
14
Мужской журнал 18:01 12 мар 2018
Самые скандальные эротические сцены в истории кино 
Самые скандальные эротические сцены в истории кино 
6
Мужской журнал 13:01 11 июн 2018
83 самых сексуальных момента за всю историю кино
83 самых сексуальных момента за всю историю кино
6
Мужской журнал 07:40 13 ноя 2017
Они снимают кино, которое никто не смотрит. Пишут книги, которые никто не читает.  Ставят спектакли, на которые никто не ходит. 
Они снимают кино, которое никто не смотрит. Пишут книги, которые никто не читает.  Ставят спектакли, на которые никто не ходит. 
4
Ваши новости 11:01 20 ноя 2021
Русские, кино и космос
Русские, кино и космос
16
Ваши новости 17:01 08 окт 2021
Почему «Земля Санникова» самый скандальный фильм в истории советского кино
Почему «Земля Санникова» самый скандальный фильм в истории советского кино
13
Мужской журнал 12:01 04 мар 2020
Как выглядит дом, который ненавидят все соседи: 12 ярких фото
Как выглядит дом, который ненавидят все соседи: 12 ярких фото
2
Все о работе руками 17:23 22 мар 2024
Где кино, клоуны?! Где госзаказ? Какие фестивали ЛГБТ?!
Где кино, клоуны?! Где госзаказ? Какие фестивали ЛГБТ?!
21
Ваши новости 04:01 09 янв 2021
«Земля Санникова»: почему этот фильм стал самым скандальным в советском кино
«Земля Санникова»: почему этот фильм стал самым скандальным в советском кино
13
Мужской журнал 09:01 06 мар 2022
Сексуальные красавицы российского кино в гостях у Михалыча!
Сексуальные красавицы российского кино в гостях у Михалыча!
14
Мужской журнал 20:52 19 апр 2018
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
4
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства