Молнии пронзают небо над шпилями замка, каменные гаргульи мрачно взирают на заплутавших путников, под сумрачными сводами среди красного бархата и пламени свечей обитают древние вампиры.
Этот ассоциативный ряд навязан готическому стилю массовой культурой. На самом деле посыл готической архитектуры полностью противоположен её интерпретации в фильмах и романах ужасов. Что символизировала готика во времена Средневековья и есть ли ей место в современных интерьерах? Рассказываем.
Стиль с варварским названием
Готическая архитектура пришла на смену романской в конце 12 века. Её географической родиной стал парижский пригород Сен-Дени, где настоятель местного монастыря взялся за перестройку церкви. Отступив от канонов романской архитектуры, новатор возвёл два пролёта главного церковного нефа. Сооружение не подразумевалось гнетущим и устрашающим, напротив: аббат хотел наполнить церковь солнечным светом и символизмом.
По задумке Сугерия первый в мире готический храм должен был напоминать корабль: мраморные колонны походили на мачты, своды — на раздуваемые ветром паруса. «Корабль» был призван уносить мысли каждого, кто поднимался на его «борт», к высоким материям.
Впечатляющая идея быстро получила широкое распространение в Западной Европе. Новый грандиозный стиль стал идеальным инструментарием для возведения кафедральных соборов, но постепенно перекинулся и на светские постройки Средневековья.
Собор Рождества Девы Марии в Милане
Название стиля появилось позднее, чем он сам. В эпоху Возрождения постройки с башнями, шпилями и стрельчатыми арками были названы «готическими» в честь варварских северных племен, которых древние римляне именовали готами. Архитекторы и живописцы Возрождения яро осуждали готику за её нерациональность, «испорченность», непохожесть на античную архитектуру, к которой стремился вернуться Ренессанс.
Но уже на закате эпохи Возрождения готика вновь стала вызывать восторги общественности. Теперь её ставили в один ряд с античной архитектурой, называя национальным достоянием, а вместе эпитета «варварская» присвоили титул «благородная и устремлённая ввысь».
Собор Святого Вита в Праге
В 18 веке архитектурные традиции готики вернулись в западноевропейскую культуру. Популярность вспыхнула среди британских аристократов, которые в то время были склонны романтизировать Средние века с их рыцарством и кафедральными соборами. Начались реконструкции полуразрушенных средневековых зданий, достраивались когда-то заброшенные соборы, возводились новые гибридные постройки, в которых готика, смешиваясь с национальной архитектурой, превратилась в неоготику.
Стрельчатые арки и мистические витражи
Готику легко узнать по стрельчатым сводам и арками, эти элементы в первую очередь отличают её от романской архитектуры. Заострённые готические арки европейских соборов внезапно напоминают о восточной архитектуре. Внезапно, но не случайно: этот архитектурный элемент европейцы увидели во время крестовых походов и взяли на вооружение.
Стрельчатая арка открыла перед архитекторами новые возможности, позволяя распределять массу каменной кладки не по всему периметру, как это делалось раньше, а на отдельные опоры. Благодаря этому стали использовать особый тип перекрытий, который принято называть крестовым стрельчатым сводом или нервюрным сводом из-за характерных выступающих рёбер (фр. nervure — ребро). Нервюры также были позаимствованы Европой у арабской архитектуры и стали настоящей революцией в строительстве, позволяя возводить высокие, светлые и воздушные храмы.
В отличие от приземистых горизонтальных романских храмов, готика тянулась к небу. Арки. башни, шпили, колонны — всё в готическом здании стремилось ввысь, провозглашая слияние земного и небесного.
Нидаросский собор в Норвегии
Новый подход также дал возможность заменить часть стен гигантскими окнами с витражами, превратив их в сияющие красочные картины на религиозные темы. Свет, проникающий сквозь такие окна, действует завораживающее даже на современного зрителя, а во времена средневековья был настоящим мистическим откровением.
Даже у гаргулий, которым готика во многом обязана своей мрачной славой, была задача отгонять злые силы или, по другой версии, символизировать победу добра над злом: покорённые чудища защищают церковь. Была у каменных монстров и практическая функция: гаргульи на крышах соборов — это водостоки, отводящие воду от каменных стен, чтобы она не разъела раствор.
Такой символичной готика была в основном в русле церковной архитектуры, тогда как светская просто повторяла декоративные приёмы.
А была ли готика?
В интерьере готики как таковой не существовало, с 12 по 15 века этот стиль действовал только в русле архитектуры и внутреннего убранства соборов. Светские средневековые интерьеры не стремились к готической возвышенности. В жилые пространства стиль проник по большому счёту только во времена неоготики в усадьбах европейской знати. В это время неоготика даже стала официальным стилем Великобритании.
Интерьеры того времени стремились походить на рыцарские замки и кафедральные соборы одновременно. Неоготика дожила до наших дней как самостоятельный интерьерный стиль, но увидеть её можно в основном в стилизованных отелях и ресторанах, иногда в интерьерах загородных коттеджей истинных фанатов жанра. В городской квартире неоготике тесно, однако отдельные элементы стиля могут прижиться даже на небольшом метраже.
Говоря о неоготике сегодня, обычно ведут речь о стилизации и атмосфере, причём об атмосфере скорее драматично-кинематографичной, нежели реальной средневековой.
Резные мебельные элементы могут принимать узнаваемые формы готической архитектуры. Готическое настроение пространству сообщают витражи, бронзовые подсвечники, искусственно состаренный металл и кованые люстры. Если хочется больше стилизации, понадобится сундук, камин и гобелен.
А вот тёмные стены — совершенно необязательное условие для неоготического интерьера, они для тех, кому по душе больше не сам исторический стиль, а его мрачная художественная интерпретация.
Комментарии (0)