Советские архитекторы и художники начала 20 века отказались от искусства ради искусства и заставили его служить на благо производства и человека
Так появился конструктивизм — самое монументальное направление в архитектуре и самый геометрический стиль в графическом дизайне. Посмотрим, какое наследие он нам оставил и есть ли конструктивизму место в современных интерьерах.
Товарищ конструктивизм шагает по стране
Советский Союз, начало прошлого века, урбанизация идёт полным ходом, постреволюционный энтузиазм направлен на построение нового мира, наращиваются объемы промышленности, растёт население городов, а вместе с ним и потребность в многоквартирном жилье.
Классическая архитектура с её буржуазным фасадным декором не может удовлетворить нужды нового индустриального мира. Возникает необходимость в новом архитектурном стиле.
Конструктивизм зарождается в 1915 году, поднимает голову в 1920-х и бодро шагает по стране, не останавливаясь до второй половине 1930-х годов. Там, где ступает его нога, вырастают новые фабрики, заводы, Дворцы труда, рабочие клубы и так называемые фабрики-кухни — общественные столовые, призванные освободить граждан и гражданок от «кухонного рабства».
Фабрика-кухня № 1 в Москве
Отцами основателями советского конструктивизма считаются архитекторы Моисей Гинзбург, братья Веснины и Константин Мельников. В 1956 году конструктивисты организуют Объединение современных архитекторов (ОСА) и разрабатывают функциональный метод проектирования, который полностью изменит внешний облик советских городов.
В то же время массовая бедность и низкий уровень образованности среди населения требует новых выразительных средств для передачи информации посредством изобразительного искусства.
Графический язык нового пролетарского искусства упрощен и понятен. Художники-конструктивисты трудятся на благо общих идей, создают агитплакаты, афиши и обложки книг посредством коллажирования, фотомонтажа, простой геометрии, крупного текста, чётких формулировок и контрастной цветовой гаммы. Главный цвет — красный.
Именно конструктивистов принято считать первыми графическими дизайнерами, их технологии до сих пор активно используются в рекламе.
Рекламный плакат для часов «Мозер», автор: Александр Родченко; обложка книги «Про Это» Владимира Маяковского, автор: Александр Родченко; политический плакат, автор: Григорий Шегаль
Искусство должно трудиться
Праздное искусство отвергается конструктивистами, на смену ему приходит новое — пролетарское, готовое трудиться во благо советского человека и обеспечить его всем необходимым. Идеологи конструктивизма призывали художников создавать полезные вещи и мечтали о благоустроенном мире, в котором каждый человек сможет ими пользоваться.
Внешний облик конструктивистких зданий отличается строгостью, монолитностью и простотой форм. Как и функционализм Ле Корбюзье конструктивизм отрицал традиционную декоративность классической архитектуры, экономил материалы, хотел сделать жилье доступным. В интерьерах тоже стремились обнажить конструкцию, соскрести буржуазный налёт и создать новым эргономичный быт из универсальных и простых в изготовлении предметов.
Несмотря на явное родство с функционализмом, параллельно развивавшимся в Европе и Америке, конструктивизм считается самобытным советским направлением в искусстве и архитектуре.
«Дом советов» в Нижегородском кремле
Новое искусство искало новые формы. Если функционализм выступал за радикальную утилитарность, то конструктивизм был не чужд экспрессии. Если функционалисты полностью отвергали понятие эстетики, конструктивисты его переосмысливали, они добивались выразительности без декора, за счёт динамики самих конструкций. Конструктивисты не были чужды эффектности и гигантизму. Конструктивисткие здания поражали своими креативными формами, стремились к бесшовности и монолитности. С точки зрение всё тех же функционалистов такой подход был уж слишком декоративным. Так что новое советское искусство, хоть и стремилось к утилитарности, всё же оставалось искусством.
В середине 30-х годов конструктивизм, в связи с изменением политической ситуации, подвергся серьезной критике. Ирония заключалась в том, что конструктивизм, призванный бороться с буржуазными пережитками, сам стал считаться буржуазным и впал в немилость. Началась эпоха постконструктивизма и высокомерного сталинского ампира.
Конструктивизм в жилом пространстве
Жилые интерьеры в стиле конструктивизм сложно отличить от баухауса. Всем правит геометричность, красота инженерных конструкций, контрастность и рациональность.
В современных интерьерах конструктивизм едва ли можно повстречать в чистом виде, даже когда речь идёт о стилизации под советское ретро какого-нибудь заведения общепита, конструктивизм часто мешают с мид-сенчури, а то и со сталинским ампиром.
В жилых интерьерах конструктивизм превратился в идею: приоритет функции над формой, самовыражения за счёт чистых форм и цветов.
Интерьеры, тяготеющие к конструктивизму, лучше себя чувствует на открытых планировках, где нет разделения на функциональные зоны, не любят межкомнатных дверей и перегородок. За зонирование отвечает мебель и цветовые блоки. Этот стиль вообще не поклонник мелких деталей и орнаментов, конструктивизм предпочитает крупные мебельные формы и плоскости, залитые одним цветом.
Если хочется больше стилизации, на помощь придут узнаваемые советские плакаты, бетонные стены и перегородки из стеклоблоков.
Такие элементы конструктивизма могут сотрудничать с современным минимализмом, который по сути представляет собой одомашненную, смягченную версию революционного стиля.
Конструктивизм может нравиться и не нравиться, но его художественная ценность неоспорима. Этот стиль оказал огромное влияние на современную архитектуру, графический дизайн и минималистичные интерьеры.
Комментарии (0)