
У нас в городе регулярно проводят соревнования по воздушному бою. Организовали это увлекательное мероприятия два бывших кордовика. Тоже специализирующихся на вое. Просто адаптировали кордовое крыло в соревнованиям на радиоуправлении. Через некоторое время началось изготовление пенопластовых летающих крыльев. Получилось быстрая и маневренная модель. Но мои юные пилоты только начинающие занятия, не могут удержать управление на быстролетящем и вертлявом крыле. Отсюда проистекают и неуспехи. Но правилами не оговаривается схема самолета. Только ограничения по размаху крыла и объему батареи. Пришла идея использовать в бою нашу классического варианта тренировочную модель. По размаху мы укладываемся, аккумуляторы нужного значения у нас имеются. Но перед тем как предложить изготовление нашим пилотам принял решение разработать технологию изготовления, составить технологическую карту. Какие использовать материалы и заготовки для изготовления. Самому полетать, посмотреть что получилось. Начинаю с крыла. По алюминиевым шаблонам вырезаю заготовки нервюр. Можно использовать для этого различные обрезки пенопласта. Мне попался толстый кусок, осторожно вырезаю нервюру. После разрежу её на блоее тонкие заготовки. Для работы мне понадобился самодельный вертикальный станок с нихромовой струной. Следующим этапом, вырезаю в нервюрах пазы для закрепления лонжеронов. В этом варианте использовал обрезки 3 мм фанеры. Можно и сразу вырезать пазы на заготовке. Но эта операция зачастую не поддается юным пилотам. Разрезаю толстую заготовку на насколько нервюр. Для крыла размахом в один метр нужно 21 нервюру толщиной в 20 мм. На нижнем лонжероне размечаю места установки нервюр. Они приклеиваются на титан, можно на термопистолет. Соединение имеет примерно одинаковую прочность. Сначала закрепляю набор нервюр на нижнем лонжероне, затем устанавливаю верхний и приклеиваю переднюю рейку. В центральной части размещаю блок из нескольких нервюр. В этом месте крыло будет крепиться к фюзеляжу на резинках. Нужно прочнее. Обшивку крыла делаю из подложки под ламинат размером 120х50 см, толщиной в 3мм. Жаль, конечно, но придется отрезать 20 см по длине чтобы уложиться в размер, разрешенный на соревнованиях. Для обшивки размечаю подложку, укладываю на нее набор крыла и обвожу карандашом места прилегания нервюр. Это нужно для нанесения клея. Чтобы обшивка не треснула при изгибе, в носовой части есть два метода. На среднюю часть в районе сгиба наклеиваю с внешней стороны три полосы скотча. Такая процедура укрепляет пенопласт и не дает лопаться при сгибе. Можно и полностью заклеить скотчем всю внешнюю сторону обшивки. Затем наношу клей по разметке на внутреннюю часть обшивки и на нижнюю нервюр. Выжидаю минут пять, для загустевания клея и осторожно размещаю набор на место. Придавливаю к обшивке. Следующим этапом наношу титан на верхнюю часть набора и на обшивку и закрываю крыло. Помещаю под грузы. Вся конструкция высохнет примерно через сутки. Поскольку в закрытом объеме клей высыхает дольше. Пока крыло сохнет, продолжаю. Нужно изготовить элероны. Нашел в запасе много обрезков пенопласта от предыдущих проектов. Подбираю нужный размер по длине и сечению. Отрезаю нужную заготовку. Кромку прилегания к крылу нужно срезать под углом в 45 градусов с двух сторон. Есть парочка способов осуществить эту операцию. Просто срезаю ножом по линейке. Но ребята м эта операция затруднительна. Изготовил резак из пластика и обломка канцелярского ножа. Устанавливаю заготовку элерона вертикально и прорезаю угол. Оклеиваю нервюры скотчем для прочности проглаживаю утюгом. От нагрева он хорошо приваривается к пенопласту. Затем вклеиваю пластиковые петли. Крыло подсохло. Треугольным ножом для творчества прорезаю пазы под петли и вклеиваю элероны на титан. Нужно установить сервоприводы управления. Под них бодро выпиливаю рамки из 4 мм шлифованной фанеры. Эта модель имеет особенность. К нее нет руля направления. По курсу разворачиваю элеронами и держу тангаж рулем высоты. Небольшое упрощение управления никак не сказывается на управлении. На элероны можно поставить одну машинку. Но много возни с установкой торсионов управления и нужно точно подобрать все элементы. Чтобы элероны отклонялись на одинаковый угол. Этой позиции проще добиться установкой парочки сервоприводов на крыло. Можно довольно просто настроить углы отклонения при помощи аппаратуры. И так ставлю две сервомашинки. Извлекаю из коробочки нужные детали. Обязательно пред установкой на модель проверяю работоспособность. Будет конечно очень неприятно, если по завершении не будет работать. Рамки устанавливаю на термопистолет. Но пред этой процедурой нужно разметить места и снять скотч. Поскольку все плохо приклеивается к нему. Для такой деликатной процедуры изготовил самодельный резак из пластика и бритвенного лезвия. Которое выглядывает из основания на микрон или больше. Позволяет разрезать только скотч, практически не повреждая пенопласт. Срезаю скотч, приклеиваю рамку и треугольным ножом прорезаю отверстие для установки сервопривода. В этом варианте провод управления проложу по верхней обшивке крыла. Меньше вероятность повреждения при грубой посадке. Заточенной трубочкой выпиливаю сквозное отверстие в крыле и перевожу провода на нижнюю плоскость. Сервоприводы можно соединить через разветвитесь, или как вариант, замикшировать во второй и пятый канал управления. Кабанчики под тяги управления изготовил из пластикового строительного уголка. Режу ножницами по металлу. Кабанчики делаю разного расположения площадок направо и налево. Тяги управления элеронами согнул из проволоки от сварочных автоматов диаметром в 1,2мм. Расстояние короткое и управление будет достаточно жесткое. Для сгибания кончиков тяг изготовил простое приспособление из старых плоскогубцев. На руль высоты тяги делаю из бамбуковых шпажек с кончиками из проволоки. От сервопривода до подвижной части руля высоты расстояние большое, есть риск прогиба проволочной тяги. Кончик из проволоки приматываю нитками и проклеиваю циакрином. Совет в тему, чтобы моток ниток не бегал по столу в процессе, положил его в кружок скотча, можно в стакан. Фюзеляж также изготовил из обрезков пенопласта оставшийся от предыдущих проектов. Стараюсь максимально экономить материал и получать хорошее изделие из остатков. Из полоски утеплителя разрезанного по плоскости отрезаю полоску на днище фюзеляжа. Борта подрезаю в носовой и кормовой части на конус. В впереди снижаю сопротивления и уменьшаю затененность винта. В кормовой снижаю вес. Склеиваю борта и днище при помощи термопистолета. В носовой части приклеиваю усиление моторамы. Из фанеры, по разметке выпиливаю накладку на усиление моторамы. Предварительно размечаю отверстия под шурупы крепления двигателя и сверлю отверстия. Поскольку на готовом корпусе делать это затруднительно. По верхнему ребру моторамы приклеиваю рейки усиления размером 10х4мм. Пропустил эту операцию. Нужно приклеивать перед сборкой. Так проще и удобнее будет. Из обрезков вырезаю руль высоты, подвижную часть навешиваю на пластиковые петли. В заднюю и переднюю кромку приклеиваю рейки усиления. Также изготовил прочный руль направления. К бою готовлюсь однако. После приклейки усилений можно декорировать цветным скотчем. Перед оклейкой прошелся по всем плоскостям шкуркой и затем удалил опилки влажной тряпочкой, оклейку делаю по кругу. Поскольку скотч отлично прилипает сам к себе и посредственно к пенопласту. Для гарантии еще проглаживаю картинки утюгом. Приваривая к пенопласту скотч. Верх и низ оклеиваю контрастными цветами. Для лучшего опознавания модели в куче-мале боя. Места приклеивания элементов освобождаю от скотча. Все оклеено и готово к дальнейшей работе. Нужно определить центр тяжести фюзеляжа. Методом инженерного тыка. Для этой сложной процедуре устанавливаю на фюзеляж все оборудование. Сервопривод на руль высоты. Мотор с винтом, регулятор, аккумулятор. Мне нужно размещение основных масс в объеме фюзеляжа. После установки частей, определяю цент тяжести оснащенного фюзеляжа. Размечаю положение крыла. В местах установки штырей крепления резинок с внутренней стороны приклеиваю квадратики фанеры. Через них сверлю отверстия и вставляю бамбуковые палочки. За палочки при помощи резинок будет крепиться крыло. Как вариант страховки при грубой посадке, резинки не позволят ему сломаться. На элероны устанавливаю кабанчики, провожу управления от сервоприводов. Проверяю работоспособность системы. Регулятор закрепляю на одежную липучку с липким слоем. Агрегат размещаю с наружной правой боковине корпуса. Для лучшего охлаждения. Соединяю приемник с бортом. Настраиваю управление. Еще раз проверяю центр тяжести. Самолетик готов к испытаниям. Полеты показали отличную маневренность. Но поменял винт на самодельный складной.
Комментарии (0)