«Спрятанные места Москвы» — исторический проект Эрика Шахназаряна в инстаграме. В аккаунте публикуются снимки красивой московской архитектуры, нетронутой духом современности и руками модных дизайнеров. По словам создателя проекта, этот инстаграм — «летопись уходящего города», позволяющая оценить вмешательство рабочих и сохранить бережное отношение к наследию прошлого.
На работу я обычно хожу по одному и тому же маршруту в районе Кузнецкого Моста. При Юрии Лужкове город стал резко меняться на глазах. Эти изменения особенно стали заметны в центре города, где сосредоточены памятники архитектуры. Уникальные здания теряли свой исторический облик: где-то выламывали потрясающие резные дубовые рамы в угоду пластиковым стеклопакетам, где-то пропадали исторические кованые ограды, где-то крепления для кондиционеров вбивались прямо в майоликовые фризы.
Наблюдая за внешними изменениями в облике домов, я понял, что и внутри них происходят не менее глобальные изменения в виде перепланировок и приспособлений под современные нужды. Поэтому мне стало интересно заходить в сам дом. Я стал фиксировать эти изменения и выкладывать снимки на личной странице в инстаграме.
В какой-то момент понял, что нужно создать отдельный аккаунт — так появился Hidden Places of Moscow. Можно сказать, что я веду летопись уходящего города, где с помощью фотографий удается сравнить, что было до и что мы получили после вмешательства рабочих. Ведь цель проекта — показать не только внешнюю красоту архитектуры города, но и уникальные сохранившиеся внутренние детали, без которых невозможно представить творение архитектора и его соавторов в цельности. Без этого также невозможно привить чувство прекрасного и, как следствие, желание сохранить наследие прошлого и бережно к нему относиться.
Вы удивитесь, но много интересного можно увидеть на улице, если просто поднять голову вверх и присмотреться к старому дому. Например, над входом в подъезд можно заметить крепления для козырька — значит, там был ажурный козырек на цепях. Даже по таким сохранившимся мелким деталям можно представить, как он выглядел. Все это придает свою изюминку дому.
Проблема в том, что люди этого вообще не замечают и не осознают, как такие мелочи влияют на восприятие городской среды и облик города. Не говоря уже о жильцах. Для них гораздо важнее, чтобы было чисто и аккуратно без особого внимания к сохранению остатков старины. Поэтому проще и дешевле удалить старую метлахскую плитку из подъезда, уложить новую или поставить безликую глухую металлическую дверь взамен реставрации старой.
Обычно все красивое нахожу случайно во время прогулок между работой. Если вижу какой-нибудь дом, дореволюционный или советского времени, стараюсь туда попасть. В основном меня интересуют дореволюционные доходные дома, усадьбы, особняки, бывают и культовые сооружения — церкви или те здания, где раньше располагались приходы, которые пока не переданы церкви.
Жителей спрашиваю про историю дома, сохранилось ли в нем что-то интересное. Кто-то отвечает, а кто-то просто проигнорирует. Сейчас такое время, что незнакомец, который интересуется внутренним содержанием дома, скорее потенциальный вор, чем увлеченный краевед. Но бывают приятные и неожиданные исключения, когда жители увлеченно рассказывают о своем доме. Однажды меня впустили в квартиру, в которой оказался удивительной красоты камин, созданный больше ста лет назад по эскизам художников Михаила Врубеля и Константина Коровина, облицованный абрамцевской майоликой. Камин сохранился в первозданном виде, несмотря на то, что когда-то здесь была коммуналка.
В последнее время думаю о том, чтобы записывать разговоры с людьми, которые живут в этих старых квартирах, куда мне удается попасть. Это ведь уникальные истории семей, которые живут на одном месте многие годы. Таких сейчас все меньше и меньше. И их воспоминания о Москве, в которой они выросли, ценны для нас, тех, кто живет в абсолютно другом городе, который быстро меняется.
Комментарии (0)