В Нижнем Новгороде есть очень эффектное, недавно отреставрированное здание, которое приезжий человек наверняка примет за старинный особняк какого-нибудь купца. Но услышав, что это Дом крестьянина Прядилова, можно резонно удивиться. Разве мог обычный крестьянин построить себе такое помпезное здание? Однако это не ошибка. Столь необычным каменным домом до революции действительно владел крестьянин.
Доходный дом бывшего крепостного
В конце XIX – начале XX веков в Нижний Новгород стали массово приезжать так называемые крестьяне-предприниматели. Это бывшие крепостные, обладавшие коммерческой жилкой и зарабатывавшие сдачей жилья в аренду. Причем доход от этого бизнеса получался немаленький. В Нижнем они строили доходные дома на месте старых усадеб, некогда принадлежавших дворянам.
В начале прошлого века в городе стали как грибы вырастать дома модного на тот момент стиля модерн. Например, несколько десятков зданий (жилых домов, лавок и контор) с элементами модерна выстроил архитектор Сергей Левков. Известно, что он перенимал опыт великих мастеров этого архитектурного стиля и в своих проектах повторял декоративные элементы, разработанные другими зодчими. Довольно много спроектированных Левковым зданий сохранилось до наших дней.
Именно Левкову богатый крестьянин Владимир Прядилов заказал проект своего будущего двухэтажного каменного дома, который запланировал построить на участке, расположенном напротив усадьбы княгини Толстой.
Дом до реконструкции.
Фасад в стиле модерн
Проект здания в два этажа с мезонином получил одобрение строительного отделения Нижегородского губернского правления летом 1906-го. Здание строили почти два года, отделочные работы были окончены в 1908 году.
По тем временам дом выглядел очень модно: фасад с овальными проемами и богатым декоративно-художественным оформлением (затейливой формы аттики, кованые ограждения на крыше и т.д.). Однако, чтобы сэкономить место, здание возвели в ряд с соседними – фасад был как бы единым целым с другими строениями на этой линии.
На первом этаже дома работали торговые лавки, а в центре здания располагался проезд во внутренний двор. Сверху красовалась вывеска «Дом В. С. Прядилова».
Впоследствии это здание было признано объектом культурного наследия. Однако за его состоянием особо никто не следил, и фасад его постепенно разрушался.
Дом до реставрации. На крыше растут деревья.
Перед чемпионатом мира по футболу 2018 года Дом Прядилова отреставрировали. Если раньше он был темно-коричневым и за годы своего существования уже изрядно обшарпанным (отчего в нем появилось что-то мрачно- готическое), то после реставрации он стал по-современному салатовым и даже чем-то напоминает новодел. Однако, если не считать цвет, фасад как таковой сохранили.
Фасад в стиле модерн.
Дом пытались «улучшить»
Кстати, с домом Прядилова связаны два городских скандала. Один из них касается новых окон. В один прекрасный день местные жители обнаружили, что старые деревянные окна у здания заменили на пластиковые. Горожане возмутились: разве могут быть у такого исторического здания стеклопакеты? Как выяснилось, ремонт собственник сделал незаконно, без официального разрешения на такие работы. Пришлось вмешаться надзорным органам.
Фасад дома Прядилова.
Второй скандал связан с портретом девушки. Его нарисовали несколько лет назад, ещё до реставрации, прямо на торце дома.
Сначала активные жильцы действительно подали городским властям заявку на роспись этой каменной глухой стены. Эскиз художники разрабатывали вместе с жителями и изображение должно было максимально вписаться в облик исторического здания, не нарушив стиля. После того, как эскиз был уже согласован и с собственниками жилья, и с главным архитектором Нижнего Новгорода, в управлении Госохранкультуры идею зарубили. Мол, на памятнике архитектуры рисовать нельзя. Но как только авторы идеи отказались от этого проекта, некие «креативные» люди убедили жителей, что разрисуют торец дома, а потом отреставрируют и само здание. В итоге на стене без всяких на то официальных разрешений появилось гигантское лицо восточной женщины с короной на голове.
Странный портрет на здании крестьянина.
Как связан этот портрет со стилем модерн и тем более – со старинным русским городом Нижним Новгородом, горожанам и жильцам оставалось только гадать.
Комментарии (0)