Краткая история самого незаметного из достижений промышленности СССР
Чем примечательны советские выключатели, порталу Vokrugsveta.ru рассказала Марика Таубе, доцент кафедры промышленного дизайна Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова.
История любой культуры раскрывается через сохранившиеся изделия и объекты. Уходят эпохи, но созданная человеком материя остается носителем великих мыслей и устремлений целых народов. Это равнозначно как для древних культур, так и для тех, которые ушли в прошлое на наших глазах.
Крупные объекты вроде автобуса, чей внешний вид много раз менялся вместе с ростом городов в XX веке, привлекают к себе больше внимания, но наша жизнь состоит из мелочей. Сколько раз за день мы пользуемся шариковыми ручками, открываем краны с водой, дотрагиваемся до дверных ручек? Или например, включаем и выключаем свет? Вряд ли кто-то вел такую статистику, однако несомненно то, что без выключателя наш быт не стал бы таким комфортным. Так ли прост этот предмет, как кажется на первый взгляд?
Выключатель одноклавишный, производство ХПРР, приблизительно 1980–1989 год выпуска.
Как появились выключатели
Идея «размыкать» систему, а соответственно, включать или выключать подачу тока, принадлежит Чарльзу Графтону Пейджу, который в 1838 году создал свой прерыватель — «автомат защиты линии». Считается, что этот прерыватель и стал прототипом первого выключателя. Однако с полноценной осветительной системой мир встретился только в 1879 году, когда Эдисон продемонстрировал не только лампочку, но и всю цепь передачи тока, в том числе содержащую выключатель.
Не обошлось и без великих русских изобретателей. В конце XIX века Михаил Осипович Доливо-Добровольский создал первый рубильник с автозащитой от короткого замыкания. Доказанная эффективность его работы определила будущее рубильника, ведь он до сих пор используется в технических автовыключателях.
После того как автовыключатели шагнули в бытовое использование, начался поиск оптимального визуального, функционального и эргономичного решения.
Выключатели в СССР
Советский Союз, как и весь мир, пошел по логическому пути преемственности, и выключатели за короткий век Советского проектного пути мы увидели различные: роторные (поворотные), рычажные, шнуровые, кнопочные и клавишные. Не успели в Советском Союзе разработать только еще один вид из используемых в современности — сенсорный. Производство выключателей велось на различных заводах, включая Московский электротехнический завод им. В.И. Ленина, Ленинградский электротехнический завод, Омский электротехнический завод, Кировский электротехнический завод и многие другие.
Круглый рычажковый переключатель, производство ВЗП, 1970-е гг.
К концу XX века подавляющее большинство выключателей освещения стало клавишными. Это оправдано их простотой эргономической эксплуатации: легким сцеплением с контактной частью тела (пальцами, ладонью), простотой слепого поиска на стене (достаточно объемное решение), отсутствием заметного эргономического усилия для переключения режимов. Невозможно не принять во внимание и ремонтный сценарий — починить такие клавиши достаточно просто.
Однако начиналось все далеко не с клавиш. Первыми вариантами переключателей были поворотные и штырковые, требовавшие усилий при взаимодействии, но при этом и отвечавшие эстетике того времени. Формообразование этих двух видов переключателей идеально вписывалось в стилистику второй половины XIX века, а также эпохи ар-деко.
Совершенно другие задачи решал советский функционализм. Производители всегда были вынуждены наращивать количество произведенных единиц для полномасштабного роста и освоения страны, а любые декоративные «излишки» строго пресекались. Предполагалось, что главное — высокая долговечность и работоспособность изделия.
Эстетика простоты
В этом есть резонность исторического контекста проектирования, однако простота формообразования заставляет часть исследователей технической эстетики считать, что по дизайну Советский Союз уступал Западу. Вопрос спорный, учитывая, что в основе дизайна лежат решения о повышении полезности и продуктивности функции. Глядя на простые, широкие формы выключателей начала и середины XX века в Советском Союзе, невольно задумываешься о том, насколько же волевой характер народа проявлен в этих удивительных формах.
С другой стороны, при изучении клавишных выключателей последнего десятилетия Советского Союза видно, что давление (связанное с масштабированием производства) несколько ослабло и проектировщики начали добавлять функциональные решения, например, ребрение клавиш, повышая тем самым и эстетику. Гениальность такого решения в том, что ребрение повышает сразу несколько показателей клавиш: сцепление с пальцами, тактильный поиск, добавление ребер жесткости для крепости конструкции. Форма также оптимально технологична для массового производства.
Выключатель однополюсный 6А, производство завода «Нерусса», приблизительно 1980–1989 год выпуска.
Однозначно, на формообразование оказали влияние и усовершенствованные технологии литья пластиков вместе с улучшенными формулами самих пластиков. Материал стал визуально легче и гибче, приобретая так любимую нами в нем непринужденную пластичность.
Смотря сейчас на ассортимент выключателей, нетрудно заметить, что до сих пор сохранились все перечисленные варианты. Отметим только, что часть переместилась исключительно на корпусы изделий (к примеру, шнурковые и кнопочные). Но для разнообразия материальной среды и формирования индивидуального облика пространства даже три уникальных формы выключателей — богатое наследство проектной истории нашей страны.
Комментарии (0)