У буддийских монахов можно многому научиться — сосредоточенности, внимательности и медитации. А ещё они могут научить нас убирать.
Во многих буддийских храмах дзен есть практика под названием содзи, которую проводят сразу после утренней молитвы и медитации. Она продолжается около 20 минут и в это время каждый монах должен что-то убирать, но при этом у него нет задачи закончить своё дело. Это просто уборка ради уборки, неважно, подметает ли он пол или моет посуду. После того, как 20 минут прошли, раздаётся звонок и работа прекращается, при этом неважно, закончена она или нет. А монах переходит к другим своим повседневным обязанностям — готовит еду или погружается в молитвы.
Суть в том, что уборка, приготовление пищи и другие похожие дела выполняются с тем же благоговением, что и сама медитация, потому что полное и абсолютное погружение в дело — это форма осознанности.
Для многих из нас самое главное в уборке, конечно, совсем не процесс, а результат, поэтому часто сложно понять, есть ли у нас время, чтобы её закончить, иногда — это становится причиной, почему мы её так и не начинаем. Так вещи на диване и остаются лежать до последнего. Но если подходить к этому делу с точки зрения буддийского монаха, не заботясь о том, чтобы задача была закончена, будет проще начать то, что кажется непосильным. Например, начать всё-таки разбирать эти вещи с дивана.
В целом, эту практику можно применить к любому, что есть в вашем списке дел — просто засеките 20 минут и погрузитесь в задачу полностью, не отвлекаясь на телефон или другую работу, а, самое главное, не думая о том, как это завершить. Просто делайте то, что можете. А потом, когда пройдут эти 20 минут, переходите к другим задачам.
Так делают не только буддийские монахи. Техника, которая называется «о-содзи», работает в большинстве японских школ после обеда. Все, от первого до выпускного класса, должны прибираться в своём классе, на это отводится определённое время. Для этих целей каждый ученик должен приносить с собой тряпку для уборки в качестве школьных принадлежностей.
При этом в большинстве школ всё же есть уборщики, но это не избавляет учеников от необходимости этим заниматься. Считается, что это помогает как школе, так и ученикам, прививая им дисциплину и уважение к общественному порядку — если ты сам убираешься, то тебе уже не так весело устраивать беспорядок.
В некоторых школах старшие ученики помогают младшим при уборке, чтобы научить их делать это правильно, а, главное, наладить связь между детьми разного возраста, потому что в Японии у многих детей нет ни сестры, ни брата.
Вы когда-нибудь применяли технику содзи при уборке?
Комментарии (1)